Россия собирается возобновить проект «Южный поток», причем на условиях Брюсселя: ухудшение отношений с Турцией и не оправдавший надежд «китайский путь» не оставляют Москве выбора. На это рассчитывают болгарские власти: о возврате к проекту нового европейского газопровода объявил премьер Болгарии Бойко Борисов.
Резкое ухудшение отношений между Россией и Турцией и рецессия китайской экономики, из-за которой буксует «Сила Сибири» (газопровод, который должен доставлять голубое топливо в Китай), подталкивают Москву к возобновлению «Южного потока», объявил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов.
На этом фоне Европа остается единственным серьезным потребителем российского природного газа. Поэтому и реанимация «Южного потока» представляется болгарским политикам своевременной и экономически целесообразной. Тем более трубы для строительства подводного участка проекта складированы в портах Варны и Бургаса, приводит «Русская Болгария» реплики Борисова. За год, прошедший после формального закрытия South Stream, Болгария все же выдала ранее требовавшееся разрешение и предложила построить хаб своими силами.
По мнению представителей болгарского правительства, для реанимации «Южного потока» Москве придется согласиться на все ограничения Брюсселя и присоединиться к инфраструктурным проектам ЕС вместо создания собственных. В частности, Москве придется согласиться с требованием о конкурентном доступе к «трубе» различных поставщиков либо операторов. Также «Газпрому» нужно будет присоединиться к строительству газораспределительного центра «Балкан», поддержанному ЕС, причем в этом случае интерес двусторонний: этот центр не может быть реализован без российского газа.
В официальной Софии отметили, что проект строительства газопровода может стать одним из пунктов повестки дня заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в болгарской столице в конце января после пятилетнего перерыва.
«Южный поток» был заморожен болгарской стороной летом 2014 года – в результате политического давления Брюсселя и Вашингтона, пригрозивших принудительно сменить власть в этой стране, если правительство в Софии продолжит настаивать на реализации российского проекта. Формальным поводом для «болгарской заморозки» стал контракт со «Стройтрансгазом» – структурой, подконтрольной миллиардеру Геннадию Тимченко, который внесен США в «черный список» как член ближайшего окружения президента Владимира Путина.
Москва окончательно «похоронила» South Stream в декабре 2014 года. «Мы готовы были реализовать, нам просто не дали. Сначала Европарламент принял решение, что он не соответствует. Потом Еврокомиссия потребовала от Болгарии прекратить работы. Нас поставили в дурацкое положение. Нам не дали этого сделать», – объявил в конце 2014 года президент РФ Владимир Путин. По словам российского президента, Болгария потеряла значительные преференции, поддавшись давлению Брюсселя: «Это рабочие места, это зарплата, доходы во все уровни бюджета от транзита. 3 млрд евро мы должны были вложить в сам проект, в строительство, рабочие места, зарплаты, доходы во все уровни бюджета, а потом болгары еще каждый год 400 млн евро получали бы просто за транзит. Нет, так нет, в конце концов».
За три года предстартовой подготовки «Газпром» вложил в «Южный поток» около 4,66 млрд долларов. В течение 2015 года «Газпром» потерял еще несколько десятков миллионов долларов, оплачивая сначала нерасторгнутый контракт с итальянскими трубоукладчиками и другими подрядчиками по закрытому проекту, а затем выплачивая неустойку.
С помощью «Южного потока» Россия планировала транспортировать газ в Европу в обход Украины. Новая труба должна была обеспечить поставки газа из России по дну Черного моря через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Австрию и Италию.
Главной проблемой для реализации «Южного потока» было несоответствие проекта европейскому Третьему энергопакету, в соответствии с которым собственниками расположенных в Евросоюзе трубопроводов не могут быть компании, которые заняты в добыче газа. При этом данные нормы были приняты Брюсселем вскоре после того, как Москва озвучила планы строительства южноевропейского газопровода. Конфликт Москвы и Брюсселя вокруг ЮП изначально был политически мотивированным, а в 2014 году он окончательно получил политическое обоснование. Евродипломат Федерика Могерини в октябре 2015 года объявила, что переговоры между ЕС и Россией по газопроводу «Южный поток» возможны только после создания особых политических условий. «Я думаю, что политических условий для «Южного потока» нет пока на данный момент. Это связано с ситуацией на Украине и наших отношениях с Россией» – объявила глава дипломатической службы ЕС и вице-председатель Еврокомиссии.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 11.01.16
Путин: ФРГ и Франция должны тщательнее вникать в нюансы конфликта в Донбассе. / Россия и Китай: враги или братья?. Экспертный прогноз. Часть третья. / Южноуральский губернатор утвердил новую структуру исполнительной власти региона. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»