Эксперты отметили, что кроме широкомасштабного приема на военное дежурство гиперзвуковых ракетных систем, Россия может ответить США на выход из договора о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД) возобновлением использования так называемых ракетных поездов. Это позволит восстановить ядерно-ракетный баланс между Россией и США, уверены аналитики.
Как напоминает «РГ» уже многократно обсуждалась техническая тема российского ответа – речь шла о крылатых ракетах наземного базирования, разработанных на основе ракет «Калибр», а также о гиперзвуковых ракетах средней дальности на основе известного комплекса «Искандер-М» и остановленного ДРСМД проекта РСД-10-3 «Пионер-3».
Вашингтон был встревожен наличием у Советского союза баллистических ракетных железнодорожных комплексов «Молодец» (БРЖК, по классификации НАТО – «Скальпель»), которые стали поступать на вооружение в конце 1987 года. Комплексы со стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) постоянно курсировали по железным дорогам. Отследить местонахождение таких комплексов было практически невозможно, как и предотвратить пуск. Всего на территории РСФСР и УССР к концу 1989 года было развернуто 56 пусковых установок (три ракетных дивизии).
Развал СССР напрямую сказался на судьбе БРЖК «Молодец». Во-первых, ракеты 15Ж61, которые использовал «Молодец», выпускались на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»), который остался на территории Украины. Во-вторых, с 1992 года БРЖК стоявшие на боевом дежурстве на Украине были с него сняты и отправлены на утилизацию. В-третьих, два договора СНВ-I, подписанный Горбачевым, и СНВ-2, подписанный Ельциным, в период 1993-2002 годов вначале ограничили его передвижение по территории России, а потом завершили его боевое дежурство.
Восстанавливать проект «Молодец» не стали, решив разработать современный вариант – «Баргузин». В 2013 году заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил о начале опытно-конструкторских работ по созданию БРЖК нового поколения, который вскоре и получил название «Баргузин». Новый БРЖК получит вагоны, неотличимые от стандартных вагонов-рефрижераторов.
Первые бросковые испытания состоялись в 2016 году. В качестве ракеты была выбрана РС-24 с весом 49 тонн (ракета РС-26/24 «Ярс-М» – дальность стрельбы 6000-11000 км, 4 боеголовки +4 ложных, мощность заряда до 300 кт), что позволяло создать пусковой комплекс на базе стандартного грузового вагона с грузоподъемностью 66-68 тонн. Таким образом новый БРЖК не только был легче, но и стал действительно неотличим для всех видов воздушной и космической разведки вероятного противника.
Эксперты отмечают, что, если Россия делает ставку на ответно-встречный удар, то военная доктрина США остается атакующей (превентивный обезоруживающий удар). Именно против такой атакующей стратегии «ракетные поезда» наиболее эффективны, поскольку их не получится уничтожить точным ударом, а в ответ на агрессию «Ярсы» прилетят точно по адресу агрессора.
Выход США из ДРСМД может дать проекту «Баргузин» зеленый свет.
Москва, Иван Гридин
Москва. Другие новости 22.03.19
Полиция Курганской области засекретила дело тюменских vip-браконьеров. / Вдруг: в ЗСЧО заинтересовались инициативой о компенсации челябинцам за неблагоприятные условия для жизни. / «Жалкая позиция»: Европа грозно ломится в открытую крымскую дверь. Читать дальше
© 2019, РИА «Новый День»