Слепое доверие к пропаганде может смениться ее резким отрицанием. Такое мнение для NDNews высказал государственный, политический и общественный деятель, народный депутат РСФСР, бывший директор департамента Института развития гражданского общества и местного самоуправления Илья Константинов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Начнем с того, что хотя я в силу известных обстоятельств места и времени хорошо знаю особенности отечественной пропаганды, специалистом по ведению пропагандистских и пиар-кампаний в США и Европе все же не являюсь. Тем не менее, мне представляется, что ни одно современное общество, каким бы открытым оно себя не считало, от пропаганды, то есть целенаправленного формирования общественного мнения в соответствии с интересами властных и прочих доминирующих социальных групп – не свободно.
Особенности российской пропаганды связаны с характером со структурой и принципами функционирования нашего общества. Несколько упрощая можно сказать, что российский социум является почти одномерным, вертикально выстроенным и организованным, нанизанным на стержень государственных институтов. В то время как западный «евроатлантический» социум многомерен и состоит из нескольких относительно независимых общественных вертикалей: власть, бизнес, конфессии, профсоюзы, партии и т.д. В России же все это по сути дела – структурные подразделения единой государственной вертикали власти.
С этим связано и главное различие в характере и формах организации пропаганды. На Западе каждая из социальных страт проводит свою пропагандистскую линию, в России все режиссируется из единого центра. Там мы имеем дело с конкуренцией различных пропагандистских центров, в России все поглощается информационной монополией.
Правда, насколько я помню позднебрежневскую эпоху, пропаганда того времени по сравнению с нынешней была чуть ли травоядной. Лениво и беззубо перечислялись «злодеяния американской и израильской военщины», переходили на успехи в космосе и заканчивали традиционной «битвой за урожай». Но был короткий период, когда можно было посмотреть и ту «анатомию». Прошли фильмы с замогильными дикторскими голосами, повествующие о политических процессах над последними диссидентами, издавались довольно злые книги, прогремели некоторые публикации в прессе. Но все же уровень активности даже по злободневным темам был не сопоставим с нынешним временем. А потом началась перестройка и пошла совсем другая история. Это отдельная тема.
Однако то, что происходит сейчас, достойно лучших образцов мировой антиутопической мысли.
Главная проблема – у нас нет даже конкуренции лжи. Или разных сортов лжи.
Российскому обывателю трудно и легко одновременно. Трудно выделить из потока пропагандистской дезы зерна реальной информации, а легко – потому что проблема выбора и не стоит. Отношение к пропаганде – в чистом виде вопрос веры. Или я все принимаю, или я все отрицаю – это единственная дилемма. И то, и другое – все скопом и сразу. И интернет, к сожалению, большим помощником для обычного человека не является. Во-первых, потому что большинство создателей контента руководствуются теми же принципами – «или – или», во-вторых, потому что разобраться в неструктурированном потоке интернет-информации не под силу подчас даже иному профессионалу. Отсюда – частота вбросов, мнимая сенсационность, всевозможные липовые разоблачения.
Российский обыватель оказывается в дурацком положении. С одной стороны целенаправленная промывание мозгов официозными СМИ, которые порой даже не заботятся о достоверности подаваемой информации, с другой стороны – безбрежное море интернета, где на всякого блогера – свой бот. И в этой ситуации даже критически настроенный мыслящий человек иной раз скажет: «Чума на оба ваших дома». Последствия такого информационного пространства в России – непредсказуемы. И слепое доверие к государственной пропаганде может в любой момент смениться ее огульным отрицанием.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 02.12.14
Андрей Окара: Пропаганда в России использует «hard power». Интернет стал альтернативой «интеллигентской кухни». / Иван Курилла: Россию отвлекают от реальных проблем. Монопольный контроль над СМИ позволяет вести лживую пропаганду. / Иван Преображенский: «Кремлевская пропаганда» создает параллельную реальность. Простому обывателю невозможно понять, что происходит на самом деле. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».