В Рунете проводятся пропагандистские кампании, однако система поиска и перепостов позволяет быстро вычислять ложь. Такое мнение NDNews высказал писатель, сценарист, общественный деятель, блогер и журналист Олег Козырев в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Учитывая, что именно в нашей стране политику сегодня определяет Кремль (в принципе, даже один человек – Владимир Путин), то конечно пропаганду оправданно называют «кремлевской». Понятно, что не абсолютно каждое ее проявление вырабатывается в рамках отдела внутренней политики в администрации президента – какие-то вещи происходят сами по себе, из-за высказываний людей и т.д. Но в любом случае, даже если это инициатива отдельных людей, те, кто имеет возможность высказываться на современном телевидении, были если не поставлены, то, по крайней мере, оставлены на работе потому, что мыслят в рамках общей политики нашего государства. Поэтому правильно называть «кремлевской пропагандой» то, что показывают по нашему телевидению.
В Интернете все происходит в более интересной форме, потому что доминирует, на мой взгляд, независимое свободное мнение, и оно часто персонифицировано. Люди, высказывающие здравые идеи, критикующие власть (те, кого называют оппозиционерами) обычно не скрывают своего имени. То есть, мы знаем этих людей, они не скрываются под никами, не анонимно. В то же время существует большое количество Интернет-троллей, которые обычно анонимны. Как правило, они пытаются критиковать оппозицию и поддерживать политику властей.
При этом среди блогеров есть те, кто либо работает чиновником, либо является депутатом «Единой России» или других организаций, является активистом молодежных прокремлевских организаций (например, Кристина Потупчик из бывшего движения «Наши»). В-общем, есть такая орда людей, которая пытается проводить кремлевскую политику, организует Интернет-кампании. Периодически появляются пропагандистские видео-ролики. Видно, что пытаются говорить на языке Интернета, проводить свою линию.
Если говорить о конфликте России и Украины, то заметно сильное информационное сопровождение и аннексии Крыма, и действий на Донбассе. Видно, что все это сопровождается, как правило, не только троллингом, но и попыткой внести откровенную ложь, либо ложь, смешанную с правдой. Мы видим попытки критики сообщений с украинской стороны, их пытаются пересказать, поставить некий дезавуирующий акцент либо привлечь внимание к самым одиозным высказываниям.
И так как ведут массированную пропаганду в России, очень многие люди верят, что там бандеровцы и пр, многие вполне искренне высказываются в поддержку войны и агрессии в отношении Украины. То есть, в Интернете ведется своя пропагандистская кампания, и к этому добавляются те люди, которые уже находятся под влиянием пропаганды уже другого рода – по радио и телевидению.
Запад старается любые свои действия также поддерживать пропагандой, проводится политика в рамках общественных кампаний – как внутри страны, так и вне ее. В самих по себе кампаниях ничего плохого не вижу – ни на Западе, ни в России. Плохо, если во время этой кампании правительства лгут своим гражданам, в том числе иногда выдавая недостоверную информацию. Яркий пример – кампания по свержению Саддама Хуссейна, когда было сказано о якобы наличии химического оружия, что потом не подтвердилось. Также не подтвердились заявления о ядерном оружии.
Но что меня радует в западном мире – там есть критика такого рода явлений. Например, знаменитый фильм Майкла Мура, в котором очень подробно критикуются действия администрации Джорджа Буша. Еще более важно, документалист Мур отнюдь не сидит за решеткой, не обвиняется в экстремизме, не обзывается «пятой колонной». Есть свобода слова, и это радует.
Все-таки важно подчеркнуть любопытную позитивную роль Интернета в отличие от других средств коммуникации. Телеканал влияет на миллионы людей; если он врет, он может вещать, вещать и вещать, и альтернативная точка зрения не сможет там прозвучать. То же самое касается газет и радио. А если в Интернете, например, я блогер и я соврал? Ретранслятором являются репост, ретвиты, ссылки – то есть, когда люди дальше несут информацию уже от своего имени. Тогда моими ретрансляторами являются читатели, верят они мне или нет. Получается: если я соврал раз, они перепостили меня, а если я соврал два – они уже не будут. Да, я буду вещать на какой-то свой небольшой круг аудитории, который будет все меньше и меньше. При этом голос моего критика прозвучит на равном уровне: если блогер с большой аудитории солгал, рядом появился другой блогер, который разоблачил эту ложь. Даже человек с маленькой аудиторией сможет собрать больше ретвитов и репостов, чем, например, эта моя ложь.
В Интернете, что интересно, лжи очень трудно существовать. Да, проводятся кампании и пропаганда, но ложь довольно быстро разоблачается. Она, конечно, не до всех доходит: иногда людей бывает сложно в чем-то переубедить. Но тем не менее сказать ложь в Интернете сложнее, чем в других видах СМИ, потому что есть опасность мгновенного разоблачения – фото, видео, свидетельства с места событий.
Поэтому мой совет людям – просто перепроверять информацию, через Интернет это сделать очень легко. Если что-то случилось в городе, можно найти форум его жителей, спросить у себя в блоге: «Есть ли кто из этого города? Давайте узнаем, давайте разберемся». Люди тут же начнут свое расследование, и за пару-тройку дней станет понятно, что происходит на самом деле. Такой инструмент, как Интернет, позволяет проводить расследования не хуже, чем традиционными методами.
Мой совет – думать, не торопиться с выводами. Правда довольно-таки быстро себя покажет.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 12.12.14
Андрей Фефелов: «Кремлевской пропагандой» занимается только телевидение. В Америке инакомыслие загоняется в маргиналитет. / Михаил Бударагин: Основную пропаганду ведут корпорации. На этом фоне конфликт России и США – это просто милые бранятся. / Алексей Сахнин: Ответственность за пропаганду лежит на мейнстриме. Эффект поляризации упрощает любую проблему до предела. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».