■■■Пропаганда■■■■■■■■■

Публикации за 18.02.15 (Архив)

Игорь Шатров: Пропаганда – оружие не только наступательное, но и оборонительное / «Продвигать в окружающий мир можно только то, что устраивает граждан внутри страны»
Архив

Игорь Шатров: Пропаганда – оружие не только наступательное, но и оборонительное «Продвигать в окружающий мир можно только то, что устраивает граждан внутри страны»

Москва, Февраль 18 (Новый День – Новый Регион, Софья Метелкина) – В России пропагандой всерьез занялись только с середины 2000-х, теперь, в условиях информационной войны, стало понятно, что это было необходимо. Наша страна пока только вырабатывает собственную модель пропаганды, которая сейчас проверяется на прочность. Такое мнение в интервью высказал политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров в рамках спецпроекта

Пропаганда – это то же самое, что реклама, только вместо товаров и услуг продвигаются взгляды и идеи. Поэтому термин «кремлевская пропаганда» не несет в себе никакой негативной окраски. Было бы что продвигать – вот в чем вопрос.

Я считаю, что пропаганда начала возвращаться в российское информационное пространство (и, на мой взгляд, это замечательно) совсем недавно. Это произошло, когда мы созрели для того, чтобы предъявить окружающему миру альтернативный взгляд на систему мироустройства, свое толкование понятия «общечеловеческие ценности», когда стали готовы показать свой образ жизни, т.е. когда перестали его… стесняться.

В 90-е годы прошлого века Россию пытались встроить в западный мир, предложив западную общественную и экономическую систему как единственно верную. С подачи власти и компрадорской буржуазии нам внушали, что надо жить так, как это показывают в американских фильмах (Голливуд – замечательное министерство пропаганды США и всего западного мира), т.е. следовать западному образу жизни, западному пониманию ценностей, примату личного над общественным. Соответственно, ни о какой пропаганде собственных, российских идеалов в тот период речи идти не могло. Нас почти убедили в том, что у России нет противников, что, наконец избавившись от идеологического наследия коммунизма, Россия стала «своей» в мире, что России вообще не нужна армия. Я в данном случае говорю, конечно, об «информационной армии», но в принципе речь шла и об обычных вооруженных силах. В тот период Россия не была готова ни к какому противостоянию, в том числе информационному.

Только в середине нулевых российское руководство решилось предъявить другое понимание места и роли России в мире и реально появилась пропаганда. Сейчас, в условиях той информационной войны, которую против России ведет Запад, стало понятно, что если бы мы столкнулись с подобной агрессией лет пять назад, то находились бы в гораздо худшем положении. Как это уже случилось в 2008 году, во время Пятидневной войны в Южной Осетии, когда Россия по сути проиграла информационную войну. Нас спасло только то, что конфликт был краткосрочным. Но все равно потом долго пришлось объяснять, что там на самом деле происходило – не только мировому сообществу, но и своим гражданам.

К счастью, за время, прошедшее с той войны, многое изменилось. Этот период можно назвать ренессансом патриотизма, эпохой возрождения духовности. По этой причине в новую информационную войну в условиях украинского кризиса мы вступили гораздо более подготовленными. Сейчас наше общество имеет представление о сути происходящего и в основном поддерживает действия руководства.

Особенность российской информационной политики в сравнении, например, с украинской заключается в том, что никто не уничтожает альтернативную точку зрения. Огромное количество разных, порой полярных взглядов представлены в свободном доступе в Интернете, на ТВ, в печатных СМИ. Нет преследований за убеждения, до тех пор, конечно, пока не переходят границу закона.

Альтернативная точка зрения в России даже на происходящее на Украине есть. У меньшего количества людей, но она есть. И она представлена в прессе. Это и есть демократия в нашем понимании, когда меньшинство имеет пропорцию в информационном пространстве, соответствующую его реальному влиянию. Очень странно слышать, как порой с Запада нам внушают иное: что точка зрения меньшинства должна быть представлена в разы больше, чем позиция большинства.

Так получается, что разговор о пропаганде сейчас мы ведем, соотнося это с событиями на Украине. Мы воспринимаем пропаганду как элемент информационной войны. На самом деле это отдельный случай пропаганды. Просто в настоящий момент между Россией и Западом идет не только борьба идей, скажем так, на философском уровне, но происходит и открытый конфликт – информационная война. Я считаю, что Россия ведет эту информационную войну по всем правилам военной науки.

Что касается методов ведения пропагандистских кампаний Западом и Россией, повторюсь: Запад свои ценности пропагандирует продолжительное время и непрерывно, а мы этим давно не занимались. Мы же еще только переосмысливаем прежний опыт, нащупываем свой путь. Только сейчас начинаем понимать, какой образ жизни на самом деле соответствует нашим убеждениям. По этой причине еще не готовы так активно продвигать свои ценности даже внутри страны. Как бы это странно ни звучало, сейчас мы действительно пытаемся понять, кто мы такие.

Продвигать в окружающий мир можно только то, что устраивает граждан внутри страны: «Смотрите, нашим-то нравится так жить». Так поступают США. Американская общественная система в принципе устраивает граждан. Да, конечно, она может успешно существовать, только если выкачивать ресурсы из окружающего мира, а в ответ экспортировать доллары, во всем мире такую систему построить невозможно. Но США, преследуя собственные цели, пропагандируют это через массовое искусство и различные атрибуты потребительского общества. Мы отстаем в этой конкурентной борьбе, мы не навязываем миру свой образ жизни. Хотя, может быть, в этом и заключается наше представление о мироустройстве. Ведь исторически отношения между различными народами, населяющими Российскую империю, строились по формуле «жить вместе, оставаясь разными». Условно говоря, одни молились Аллаху, другие – Христу. Мы издавна живем по таким правилам.

Кстати, Европа сейчас сталкивается с межэтническими и межрелигиозными проблемами именно потому, что Запад свою модель насаждал огнем и мечом. Это осталось в памяти поколений. И вот в Европу хлынул поток мигрантов из бывших колоний, которые требуют сатисфакции. Они говорят: «Вы ушли, оставив нам свои правила, сказали: живите так, и будет хорошо. Где это «хорошо»? Почему вы процветаете, а мы, живя по вашим правилам, бедствуем? Поделитесь благополучием!»

Кризис западной общественной системы очевиден. Конечно, он преодолим. Но я считаю, что России следует продвигать собственную модель. Она сейчас проверяется на прочность войной. Это очень жесткая, даже жестокая проверка. Но, похоже, необходимая. И без пропаганды в данном случае не обойтись. Ведь пропаганда – оружие не только наступательное, но и оборонительное, защищающее наши ценности.

Москва. Другие новости 13.02.15

Le Point: Антироссийская пропаганда очень изобретательна. Агентство Agence France-Presse пора переименовать в Agence France-Propagande. / Дмитрий Чугунов: Геббельс мог бы позавидовать пропаганде Киева. Информационных усилий России пока недостаточно, чтобы противостоять Западу. / Ольга Власова: Российских журналистов губит самоцензура. Пропаганда войны и ненависти к Украине должна быть прекращена.

© 2015, РИА «Новый Регион»

Метки

В рубриках

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
Новости Мира
MarketGid
Flag Counter