Современная информационная политика России ориентируется на интересы элит. Страна потеряла советские пропагандистские инструменты, и сейчас остро нуждается в сверхпропаганде. Такое мнение в интервью NDNews высказал политолог, шеф-редактор «Однако. Евразия» Семен Уралов в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
Я считаю, что ситуация в современной информационной политике России в большей степени неадекватна, чем адекватна. Россия является евразийской страной (и по положению, и по устройству, и по экономике), но при этом она продолжает рассматривать свою политику как, в первую очередь, европейской страны. То есть, для руководства страны важнее то, что о ней думают в Брюсселе, чем в Бангкоке, хотя с точки зрения интересов России Юго-Восточная Азия – регион намного более важный.
Это связано с инерцией мышления и тем, что правящий класс и деловые капиталы отправляют свои личные капиталы и детей в Европу. Соответственно, информационная политика ориентируется на интересы элит. Это нормальная, но, с моей точки зрения, неадекватная ситуация для России.
Если говорить о «западной пропаганде» как философской категории, то она 500-600 лет абсолютно не меняется. Смысл ее в том, что природа несправедливо распределила ресурсы, отдав так много под контроль «варваров», в данном случае, России. Это концепция времен западной римской империи. Соответственно, вся пропаганда направлена на это: варвары контролируют слишком много природных богатств и территорий, пытаются иметь свою позицию. Все остальное является производным от этой пропаганды.
Если говорить о «киевской пропаганде», то она действует с первых дней существования Украины как «антиРоссии». Постсоветская Украина прошла два этапа: первый – Украина как «другая версия Россия», как в белорусской модели – это независимое, другое государство. Но начиная с 2000-х годов при Кучме активно запустили пропагандистскую концепцию «Украина не Россия», и она постепенно переросла в «Украина как антиРоссия».
Это абсолютно логичная эволюция, поскольку пропаганда держится на среднем образовании, на том, что люди изучали в школе, какие учебники читали. Учебники были написаны в Канаде еще в начале 90-х гг., где было показана враждебная и коварная роль Москвы в истории киевского государства. Теперь это дало всходы – сейчас воюют те, кто родился и вырос в этой «не России» и «антиРоссии», те, кому 20-25 лет.
Я считаю, что вопрос о методах пропаганды не имеет никакого значения, для каждой целевой аудитории есть свои методы. Думаю, нам нужна «сверхпропаганда», выражаясь словами Зиновьева, которая основана на понимании. Мы даже выработали термин – «чистота евразийского понимания».
Нам нужна сверхпропаганда, которая апеллирует к пониманию человеком окружающего мира, пытается ему это разъяснить. Потому что выиграть войну «картонной пропаганды» (то, чем силен Голливуд) мы не сможем по одной простой причине – мы отстали. Поэтому нужно использовать другие методы, иначе мы не победим.
Это можно увидеть примере нашего кинематографа, который создал свою школу кино, основанного на сюжете и на содержании, на характере в ущерб визуализации картинки, спецэффектам. А постсоветский кинематограф стал жалкой копией Голливуда – традиции и методы содержательного советского кино мы утратили, и вместо этого стали изучать спецэффекты и компьютерную графику.
Можно констатировать, что мы утратили такой важнейший пропагандистский инструмент, как кинематограф. Есть, конечно, шедевры, которые можно по пальцам пересчитать – «Легенда 17», «Брестская крепость», но все они не о современной России, а о прошлом.
Мы не можем дать позитивную картинку будущего. Когда начинаем работать над позитивной картинкой, мы все равно уходим в прошлое. Потому что мы стали, к сожалению, периферией глобального капитала, и как периферия мы не можем создавать полноценные привлекательные образы будущего.
Я всегда всем советую, чтобы не пасть жертвой глупой пропаганды, сохранять чистоту понимания. Чтобы развивалась чистота понимания, нужно следовать нескольким правилам. Во-первых, всегда помнить о своей личной позиции, и с нее анализировать происходящее. Во-вторых, всегда удерживать в памяти, что фактически идет мировой конфликт, который находится в торгово-экономической фазе, но в любой момент может перейти в острую военную фазу (как мы видим сейчас на Украине).
И третье – помнить, что нынешняя социально-экономическая модель российского государства никуда не годится, ее надо переводить в мобилизационный режим. Все политические процессы нужно оценивать, отвечая на вопрос, способствуют ли они мобилизационному режиму или нет. Тогда вы сможете удерживать собственную позицию и разберетесь с пропагандой, а с вами будет присутствовать чистота евразийского понимания.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 16.03.15
Авигдор Эскин: Российские СМИ превосходят западных конкурентов. Информационная война касается не только фактов, но и душевного настроя. / Аркадий Бейненсон: Россия по-прежнему живет в идеологической неопределенности. «Это довольно странная смесь квазисоветско-имперской риторики и квазиолигархической модели экономики». / Вениамин Роднянский: Нужно «мыть» информацию перед употреблением. Принцип Запада: «накидывай по максимуму – пусть отбиваются». Читать дальше
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».