■■■Пропаганда■■■■■■■■■

Публикации за 10.04.15 (Архив)

Борис Кагарлицкий: Внешняя информполитика России – это катастрофа / Нас пытаются отвлечь от реальных проблем информационным мусором
Архив

Борис Кагарлицкий: Внешняя информполитика России – это катастрофа Нас пытаются отвлечь от реальных проблем информационным мусором

Москва, Апрель 10 (Новый День – Новый Регион, Софья Метелкина) – В России существует целое облако пропагандистов, которые интерпретируют позицию власти по-своему. При этом внешняя политика России катастрофична, потому что противоречит государственным интересам. Такое мнение в интервью высказал политолог, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий в рамках спецпроекта

Понятие «кремлевская пропаганда» адекватно, потому что администрация президента активно проводит различные пропагандистские кампании. Вокруг Кремля создалась сеть (я бы даже сказал, облако) пиар-компаний, проектов и разных структур и организаций, которые как исполнители государственного заказа пытаются проводить определенную линию.

Другое дело, называть это пропагандой в том смысле, как это было в советское время, не совсем неправильно. Каждый пытается интерпретировать по-своему, дать свою собственную версию – причем не только пропагандистскую, но и идеологическую. Пропагандисты получили беспрецедентную возможность интерпретировать и формировать государственную идеологию. Т.е., это не идеология, которая вливается в общество через пропаганду, а некое общее пожелание высших государственных чиновников, которое далее интерпретируется самими пропагандистами. В итоге получается некое подобие государственной идеологии, которое, в сущности, является совокупностью представлений пропагандистов о том, что они пропагандируют.

Внешняя политическая позиция России на информационном поле – это катастрофа. Во-первых, она отражает те же пороки, которые мы видим у внутренней государственной пропаганды. Во-вторых, это существует противоречие между объективными внешними задачами российской внешней политики и той реальной политикой, которая проводится. Она не просто неэффективна, она противоречит государственным интересам. Сиюминутные частные обстоятельства и пожелания определяют действия, тогда как долгосрочной стратегии нет. Как нет и представления о важном и второстепенном, о том, кто является стратегическим союзником, а кто не может им быть по определению, на какие общественные силы за рубежом можно опереться и на кого стоит опираться. Т.е. конкретные действия власти противоречат как представлениям государства о самом себе, так и тем, которые оно пытается проецировать вовне. Это, скорее, не раздвоение личности, а расщепление.

Объективно Россия сейчас находится в конфликте с Западом. В этом случае она должна опираться на те социальные и общественные слои западного общества, которые проигрывают от нынешней политики и которые заинтересованы в её изменении, а в случае перемен на Западе станут надежными партнерами. Т.е., прежде всего на левых, на антиглобалистские движения, которые критически относятся к существующему миропорядку, и на сторонников национальных суверенитетов.

Некоторые проекты в этом смысле построены рационально (например, Russia Today). Они стараются апеллировать к тем же самым слоям. Но при этом совершенно очевидно, что практические действия власти, а также и пропаганда для внутреннего пользования находится в вопиющем противоречии с этим. Нельзя одновременно апеллировать к антиглобалистам в Европе и запрещать «Тангейзера» в Новосибирске. Надо выбирать что-то одно. Потому что о том, что происходит внутри страны, всё равно узнают.

И нелепа попытка России представить себя этакой «обиженной империей». Мы критикуем Америку не за те безобразия, которые она творит, а за то, что нам не разрешают творить аналогичные безобразия. Самоубийственный подход с точки зрения пропаганды, хотя по-своему искренний. Но презентация себя как «обиженной империи» – тупиковый путь.

Говорить о «политике Запада» могут только наши конспирологи. В информационном поле нет одной политики – есть политика правительств или доминирующие интересы, которые суммарно складывается в общую тенденцию. Можно говорить о линии, которая ведется ведущими странами ЕС или США. Можно говорить об идеологии, которую продвигает привилегированный интеллектуальный класс. Но в том-то и дело, что это не весь Запад, не всё общество. Если России эта политика не нравится, надо обращаться к другой части общества.

На самом деле проблема состоит в том, что на Западе, как и у нас, пропаганда решает внутренние вопросы, апеллируя к внешней политике. Когда говорят, что западное информационное пространство буквально насыщено антироссийскими материалами, это чистая правда, но надо понимать, что это к России не имеет отношения. Точно также, особенно на первых порах, царил антиамериканизм в российском информационном пространстве. Это было в основном для внутреннего пользования. Никто всерьез не собирался бороться с Америкой. Пропаганда имела своей целью отвлечь внимание населения от внутриполитических проблем, свалить всё на внешние факторы. Вместо того чтобы обсуждать, почему у нас не ходят электрички, мы обсуждаем, как Америка нам желает зла. В Европе то же самое: вместо того чтобы обсуждать безработицу, будут обсуждать «путинский экспансионизм». Это не борьба против России, это реакция на внутренние проблемы. Можно обсуждать марсиан, динозавров, магические кристаллы – все, что отвлечет от конкретных разговоров и проблем. Другой вопрос, что подобная информационная политика имеет свой побочный эффект. Рано или поздно пропаганда сама начинает диктовать политикам логику поведения.

В книге Жана-Кристофа Руфина «Глобалии» хорошо показано, что самым страшным оружием является информационный мусор. Проблема не в том, какие идеи вам хотят внушить, а в том, чтобы засорить ваши головы мусором и лишить возможности иметь какие-либо идеи вообще. Это происходит и в телевидении, и интернете, и в радио, и в газетах. Любые идеи просто тонут в потоке информационного мусора. Читатели интернет-порталов считают себя более развитыми и продвинутыми, но на самом деле на них валится точно такой же мусор, просто из другого канала. Технический носитель не имеет принципиального значения – бывают и вполне приличные телеканалы, интернет-ресурсы и газеты. Главное – иметь возможность или желание отфильтровать значимую информацию.

Москва. Другие новости 09.04.15

Леонид Гозман: При желании в России можно найти объективную информацию. Однако большинство предпочитают пассивно внимать пропагандистским телеканалам. / Михаил Таратута: Россия доведена до состояния истерии. Кремлю следует не демонизировать Запад, а восстановить с ним отношения. / Денис Денисов: Российская информполитика несистемна. Киев обыгрывает Россию в информационной войне по многим направлениям.

© 2015, РИА «Новый Регион»

Метки

В рубриках

/ / / / / / / / / / / / / / / / / / Последние новости

© РИА «Новый День». Версия 5.0, август 2004-2016. Информация
Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 61044 от 05 марта 2015 г.
Учредитель: ООО «Новый День», адрес учредителя: 620014, г.Екатеринбург, ул. Радищева, д.6, литера «А», оф. 906.
Редакция РИА «Новый День» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Телефон: +7 (499) 136-80-96
E-mail: ndnews.msk (енотовидная собака) gmail.com; urfoorg (енотовидная собака) gmail.com
При использовании информационных материалов ссылка на РИА «Новый День» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© 2004-2016. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Flag Counter
© РИА «Новый День»
DirectAdvert
Новости Мира
MarketGid
Flag Counter