Свободы слова и журналистики в России почти не осталось. Кремль подкидывает темы СМИ, и те уже по собственной инициативе начинают ее раскручивать и интерпретировать. Такое мнение в интервью NDNews высказал политолог Сергей Мошкин в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?».
Безусловно, государственная информационная политика чрезвычайно стерилизована и цензурирована, она практически не терпит альтернативного (т.е., не совпадающего с государственной точкой зрения.) мнения. Она достаточно агрессивна в вопросах внешней политики, и в то же время достаточно рафинирована, то есть выдает сладкое за не очень сладкое, если речь идет о внутренней политике.
Надо вспомнить, что один из самых серьезных шагов президента Путина – ликвидация независимых СМИ (в первую очередь, это касалось НТВ). Сейчас ситуация не просто продолжается – она усугубляется. В прошлом году скандал с «Дождем», в этом – закрытие ТВ2. Примеров можно привести много. Поэтому говорить о свободе СМИ, о существовании независимых ресурсов приходится очень избирательно.
И это касается не только печатных, электронных ресурсов – государство пытается все больше и больше регулировать (к счастью, не очень успешно) Интернет-пространство.
«Кремлевская пропаганда» – это совершенно четко и определенно выраженное мнение. И, скорее, не Кремля, а Старой площади и администрации президента. Дело не в том, что еженедельно вызывают редакторов СМИ и говорят им, что писать. Им подкидывают темы, а уже СМИ, аффилированные непосредственно с Кремлем, как могут и как считают нужным, начинают эту тему в разных вариантах интерпретировать и представлять публике. Вот отсюда берутся сюжеты с «распятыми мальчиками» и пр.
Власть не просто дает конкретную установку, как говорить, но и СМИ стали играть в эту игру. Они уже по собственной инициативе начинают ориентироваться на политическую установку Кремля и заниматься, по большому счету, пропагандой. Теряя и забывая суть журналистской работы (в чистом виде журналистики практически не осталось), начинают заниматься пропагандистской идеологической работой.
Естественно, государственная пропаганда существует везде – тем более, в странах, прямо или косвенно втянутых в вооруженный конфликт. Но мне кажется, тяжесть российской ситуации по сравнению с «Западом» (он ведь неоднороден) в том, что подавляются любые альтернативные независимые СМИ. Сегодня они в России обречены либо на жесткое давление и цензурирование, либо закрытие. Если брать блок электронных СМИ, то практически не осталось независимых.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 07.05.15
Николай Подосокорский: «Кремлёвская пропаганда» как инструмент построения тоталитарного общества. Государство вновь пытается установить монополию на истину. / Анатолий Несмиян: В России плохо с целеполаганием. … поэтому и с пропагандой не все хорошо. / Валерий Гикавый: Запад не ожидал информационного отпора со стороны России. На войне как на войне. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».