Госдума вводит многомиллионные штрафы за экотерроризм в Арктике Законодатели решили подстраховаться после грандиозного провала с делом «Arctic Sunrise»
Сегодня комитет Госдумы по конституционному законодательству рассмотрел и рекомендовал принять поправки в КОАП, которые вводят миллионные штрафы за нарушение правил безопасности и блокировку работы нефтяных платформ. Законопроект стал запоздалой реакцией на нападение членов Greenpeace на платформу «Газпрома» «Приразломная» в сентябре 2013 года. Громкий международный скандал, последовавший после ареста «зеленых», завершился поражением российских госорганов – отчасти по вине самого «Газпрома». Авторы законопроекта решили ввести значительные штрафы, чтобы участники подобных операций могли понести хоть какое-то наказание.
О решении думского комитета по конституционному законодательству сообщает газета «Ведомости». Комитет рекомендовал принять во втором чтении законопроект о крупных штрафах за нарушение правил безопасности вблизи нефтяных платформ.
Спустя год после захвата «зелеными» арктической платформы «Газпрома» «Приразломная» правительство внесло законопроект о наказании за нарушение норм безопасности судоходства вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе. Проект, одобренный в первом чтении осенью 2014 года, предполагал за это штрафы в 3-5 тысяч рублей и лишение прав на управление судном на срок до трех лет. Ко второму чтению наказания были ужесточены. «Единороссы» Павел Завальный и зампред профильного комитета Дмитрий Вяткин внесли поправки, увеличивающие штрафы. Для граждан – от 100 000 до 300 000 рублей, для должностных лиц – от 300 000 до 500 000, для юрлиц – от 500 000 до миллиона рублей. Те, кто помешает деятельности на платформе или заблокирует в зоне безопасности транспортные коммуникации, заплатят больше: граждане от 300 000 до полумилиона рублей с конфискацией орудия правонарушения, должностные лица – от 500 тысяч до миллиона и юрлица от трех до пяти миллионов рублей.
При обсуждении проекта в профильном комитете в январе Вяткин отмечал, что не разработаны правила безопасности в зимнее время – депутаты опасались, что Greenpeace может перейти на вертолеты, а представитель Погранслужбы ФСБ заявил, что его ведомство не сможет выписывать протоколы, так как у них нет соответствующих полномочий. В результате депутаты провели дополнительные консультации, и теперь текст документа согласован со всеми ведомствами. Депутат Вяткин объясняет ужесточение санкций тем, что эти объекты должны находиться под особой защитой: «Нарушение правил вокруг них представляет угрозу не только самому объекту, но и жизни и здоровью работников, возможны возникновение чрезвычайных ситуаций, угроза окружающей среде».
Законопроект и поправки к нему с миллионными штрафами стали реакцией на провальное завершение дела, которое стало едва ли не самым крупным международным скандалом 2013 года и закончилось для российских госорганов абсолютно бесславно – по вине российских же структур.
18 сентября 2013 года международная группа «гринписовцев» подплыла к нефтяной платформе «Приразломная» в Печорском море для проведения акции против нефтедобычи в Арктике. «Их противоправные действия были пресечены сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области» – объявили тогда в Следственном комитете. На платформе при попытке ее захвата пограничники задержали двоих гринписовцев: финку Сири Саареллу и швейцарца Марко Поло. Еще 28 человек были задержаны на борту ледокола «зеленых» или на моторных лодках в воде у платформы. При задержании те из экотеррористов, кто был в лодках, пытались протаранить и потопить плавсредства пограничников.
Ледокол «зеленых» был отбуксирован в Мурманск и арестован, 30 участников «экскурсии» на плятформы были помещены в СИЗО. Российские следователи попытались предъявить задержанным попытку пиратского захвата «Приразломной», мотивируя это тем, что нефтяная платформа в соответствующих реестрах числится именно судном, а не стационарным объектом – со всеми вытекающими правовыми последствиями для тех, кто силой решил подняться на борт судна другого государства. Позиция следствия казалась железобетонной: дело возбуждено по части 3 статьи 227 УК РФ ( акты пиратства, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия). Это наказывается лишением свободы срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей. Нападение «организованной группы» было пресечено, но эти действия могли повлечь тяжкие последствия. По мнению специалистов в деле судоходства, «зеленые» умудрились в процессе атаки нарушить практически все уложения МППСС ( Международные правила предупреждения столкновений судов в море) и создали угрозу иностранным морякам и обслуживающему персоналу нефтяной платформы. Даже эти факты были достаточны для конфискации ледокола решением Международного морского суда и для определения участников «акции» пиратами.
Через два месяца следствию пришлось переквалифицировать дело с «пиратства» на «хулиганство». По неофициальным данным, виной тому стали действия юристов владельца нефтяной платформы – «Газпрома». Внезапно выяснилось, что «Приразломная» уже не является судном: незадолго до дела Greenpeace юристы «Газпрома» через суд доказали, что она является стационарным объектом – возможно, чтобы платить меньше налогов. Так идеально выстроенная схема показательного процесса над «зелеными» рассыпалась из-за тривиального желания корпорации немного сэкономить. Официально отказ следствия от обвинений в пиратстве был оформлен как акт доброй воли главы государства: на международной конференции «Арктика – территория диалога» президент Путин заявил, что активисты-экологи нарушили «все нормы международного права», но пиратами их считать нельзя: «Очевидно, что они не являются пиратами, но формально они пытались захватить платформу, пограничники не знали, кто это, кто её захватывает. Особенно на фоне тех кровавых событий, которые произошли в Кении, всякое ведь могло быть. Мы же не знаем, кто захватывает».
Спустя год после переквалификации дела, оно было прекращено – в связи с истечением срока расследования. В октябре 2014 года СК РФ вернул личные вещи обвиняемым, которые к этому времени уже были выпущены под залог. За три месяца до того – в начале июня – с судна «Гринпис» Arctic Sunrise был снят арест.
Также стоит отметить, что жесткое задержание во время нападения на платформу и последующие два месяца в мурманском СИЗО для участников «акции» не остановили «зеленых». В конце мая 2014 года гринписовцы заблокировали зафрахтованную компанией «Газпром нефть» буровую платформу Saturn в голландском порту Ижмуйден. Этим «зеленые» пытались помещать отправке платформы для бурения на арктический шельф.
После введения новых и весьма ощутимых штрафов в КОАП, у российских властей появится возможность получить возмещение от неутомимых «зеленых», не вызывая при этом очередного международного скандала, связанного с арестом «актива», перспективой многолетнего лишения свободы и «жесткими» статьями УК, как это было с Arctic Sunrise и «Приразломной». В российском Greenpeace заметили новую законодательную инициативу: «Мы будем отслеживать изменения законодательства и учитывать риски в наших дальнейших действиях» – отозвался руководитель энергетической программы Greenpeace Владимир Чупров.
Москва, Алексей Усов
© 2015, «Новый Регион – Ямал»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».