Деньги, партбилет «Единой России» и влиятельные друзья – как побеждали кандидаты на выборах-2016
Прошедшая парламентская кампания в целом подтвердила устоявшийся тренд «кто богаче – тот и побеждает». Хотя в Свердловской области было несколько исключений, которые претендуют на новые избирательные тенденции. Как получить два места в Госдуме за 175 тысяч рублей, почему в Нижнем Тагиле деньги – не главное, и кто больше всех прогорел на выборах – в обзоре финансовых итогов кампании от NDNews.ru.
Дорогая Госдума
По данным регионального избиркома, четыре парламентских партии в Свердловской области в общей сложности потратили на федеральные выборы 79,7 миллионов рублей. Львиная доля этой суммы принадлежит «Единой России», сформировавшей самый большой избирательный фонд в регионе – 56,5 миллионов рублей. Правда, 11 миллионов пришлось вернуть из-за недостоверных сведений спонсоров, так что конечные затраты составили 45,5 миллионов рублей. Как известно, единороссы на выборах в Госдуму в Свердловской области набрали свыше 40% и получили три мандата. Победа кандидатов партии власти во всех одномандатных округах с точки зрения финансов также выглядит закономерной – они тратили на агитацию значительно больше своих оппонентов.
Пожалуй, единственной партией, которая пыталась создать денежную конкуренцию ЕР, была «Справедливая Россия». На выборы в Госдуму свердловские эсеры потратили 17,9 миллионов рублей, взамен получив всего один мандат. Кандидаты-одномандатники СР также не жалели средств, но в итоге все прогорели. К примеру, кампания Александра Буркова в Нижнем Тагиле, по официальным данным облизбиркома, обошлась ему в 3,8 миллиона рублей – деньги в фонд кандидата были перечислены из регионального отделения партии.
В распоряжении победителя Алексея Балыбердина было свыше 16,4 миллионов рублей. При этом 7 миллионов он получил от СРО ЕР, 6,5 миллионов – от Свердловского фонда поддержки регионального сотрудничества и развития. И даже эти средства могли не сыграть против опытного политика, но за Балыбердина поручились такие тяжеловесы, как мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и уральский полпред Игорь Холманских. Тот случай, когда деньги и влиятельные покровители могут превратить неизвестного новичка в депутата федерального парламента.
Зато в Каменск-Уральском округе сложилась нетипичная ситуация. Победитель Лев Ковпак получил 69 тысяч голосов избирателей, затратив чуть более 3 миллионов рублей. Второе место в округе занял справедливоросс Юрий Злыдников, у которого траты были в десять раз меньше – 300 тысяч рублей. А вот у кандидатов КПРФ и «Родины» кампания получилась непомерно дорогой. Выдвиженец коммунистов Алексей Парфенов истратил на агитматериалы 3,2 миллиона рублей, а взамен получил всего 17 тысяч голосов. У кандидата «Родины» Валерия Иванова вышло еще хуже – при затратах более 6 миллионов рублей (3,7 миллиона пожертвовали кандидату граждане) он набрал 6816 голосов. Если сильно упрощать, то один голос избирателя обошелся Иванову примерно в 900 рублей.
Стоит отметить, что КПРФ и ЛДПР не стали включаться в финансовую погоню на выборах Госдумы. Свердловские коммунисты потратили чуть больше 5 миллионов, и фактически провали федеральную кампанию, оказавшись на четвертом месте по набранным голосам.
В региональном отделении ЛДПР могут быть более чем довольны: при очень скромном финансировании – 175 тысяч рублей – партия получила два места в Госдуме.
Дорогое заксобрание
Выборы в свердловский парламент «большой четверке» обошлись дороже, но и здесь «Единая Россия» была впереди всех. Потратив на кампанию 41,4 миллиона рублей, партия взяла свыше 40% голосов избирателей. КПРФ потратила на областные выборы 10 миллионов рублей, «Справедливая Россия» – 7 миллионов, ЛДПР – 5 миллионов. Расходы непарламентских партий были существенно ниже: «Яблоко» – 1,5 миллиона рублей, «Гражданская платформа» – 3,2 миллиона, Партия роста – 2,1 миллионов рублей. Любопытно, что партия «За женщин России» не истратила ни копейки на выборы, но в итоге набрала 2,22% голосов.
Финансовые сражения в одномандатных округах на выборах депутатов заксобрания были более интересными. Как известно, в 23 из 25 округах победили единороссы, хотя в ряде случаев кандидатам больше помогали партийный статус и административный ресурс, нежели денежные вливания.
К примеру, в Асбестовском округе до последнего шла борьба между кандидатом ЕР Владимиром Власовым и коммунисткой Натальей Крыловой. Разрыв в результатах голосования составил 1%, при этом расходы Власова – 3,2 миллиона рублей, Крыловой – 117 тысяч рублей.
В Верхне-Пышминском округе победу одержал Вячеслав Брозовский, потративший на кампанию 500 тысяч рублей. Его поддержало более 25 тысяч избирателей. Экс-председатель областного избиркома Владимир Мостовщиков, несмотря на колоссальный опыт и знание избирательной системы, получил всего лишь 8 тысяч голосов, хотя затраты на агитацию были в три раза больше – 1,6 миллиона рублей.
Аналогичная история произошла в Кировградском округе. Более богатый кандидат «Патриотов России» Аркадий Елизаров, истративший 2,7 миллиона рублей, получил 11,8% голосов, а победивший единоросс Владимир Никитин, имея в фонде 750 тысяч рублей, набрал 36,2%.
Впрочем, самая ожесточенная борьба велась в скандальном Белоярском округе, где победу одержал Илья Гаффнер. Сам одиозный депутат, который, напомним, официально признан банкротом, потратил на выборы 669 тысяч рублей. Из этой суммы 650 тысяч – деньги спонсоров, 12 тыс. – пожертвования граждан, и 7,5 тыс. – «кровные» кандидата.
Выбывший из предвыборной гонки за подделанные подписи избирателей Анатолий Павлов успел потратить на кампанию 1,5 миллиона рублей. Почти столько же расходов у коммуниста Вячеслава Вегнера, который в итоге отстал от Гаффнера на 4 тысячи голосов.
При этом самая дорогая кампания на выборах в заксо – не у единоросса. Выдвиженец Российской партии пенсионеров за справедливость Евгений Зяблицев потратил в общей сложности 5 миллионов рублей на агитацию. Для сравнения: избирательный фонд баллотировавшегося в том же округе шансонье Александра Новикова составил 1,2 миллиона рублей.
Управляющий директор НТМК Алексей Кушнарев, победивший в Тагилстроевском округе, потратил на кампанию 4,5 миллиона рублей. Кстати, это единственный кандидат, который подробно расписал все расходы избирательной кампании – от оплаты наружной рекламы до услуг политконсультанта (200 тысяч рублей) и расчета наличными с агитаторами (1,6 миллионов рублей).
Среди других «богачей»-одномандатников – Виктор Шептий (4,1 миллиона рублей), Анатолий Сухов (4 миллиона рублей), Валентин Лаппо (4,3 миллиона рублей).
Настоящая цена выборов
Стоит отметить, что реальная стоимость избирательной кампании намного выше официальных цифр в отчетах об избирательных фондах. По оценке свердловских политконсультантов, «проход» в заксобрание стоит около 20 миллионов рублей, в Госдуму – от 50 миллионов. Обычно эти суммы включают в себя все предвыборные расходы – начиная от подготовки кандидата до старта кампании и заканчивая тратами на рекламные акции. Впрочем, даже такие деньги не гарантируют победы на выборах. Сегодня на первый план выходит поддержка админресурса, как в случае с Алексеем Балыбердиным в Нижнем Тагиле, и хорошие электоральные юристы – пример их работы можно было наблюдать в Белоярском округе.
Екатеринбург, Валентина Ярославцева
© 2016, РИА «Новый День»