В Екатеринбурге в четверг, 31 августа, пройдет новая акция протеста у головного офиса РМК против строительства храма-на-воде. Кроме того, в ближайшее воскресенье, 3 сентября, пройдет уже третья акция защитников городского пруда, которые вновь будут обнимать водоем. Предыдущие подобные акции собирали несколько сотен человек.
«Против застройки, как показывают опросы, выступает большинство горожан. Экологи, архитекторы и деятели культуры неоднократно высказывались против строительства и публиковали экспертные заключения его последствий. Нас отказываются слушать», – говорится в листовке, которую распространяют защитники пруда.
Все, кто выступает против строительства, уже неоднократно подчеркивали – никто не против еще одного храма. Возмущение большинства тех, кого называют «общественными террористами» и «моральными инсургентами», связано именно с неудачным выбором места для стройки. Свою позицию защитники аргументируют достаточно взвешенно – это нанесет вред экосистеме Исети и испортит традиционный открыточный вид Екатеринбурга на Екатеринбург-сити, Макаровский мост и комплекс «Динамо».
Сторонники же строительства действительно не выходят на диалог, а просто осыпают проклятиями и оскорблениями своих оппонентов. Вместо того, чтобы хоть как-то попытаться донести свою позицию, внятно объяснить, почему храм необходимо строить именно на насыпном острове на городском пруду.
Между тем, объяснение есть. От того, будет ли построен храм в честь покровительницы города святой Екатерины, напрямую зависит судьба митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Напомним, в пору его предшественника архиепископа Викентия попытка затеять строительство храма святой Екатерины в центре города тоже предпринималась и коснулась площади Труда. Горожане идею восприняли в штыки, начались митинги протеста, планы по строительству пришлось свернуть. После того, как архиепископ Викентий был фактически отправлен в ссылку на служение в Среднюю Азию, Свердловской области подобрали нового архиерея – до переезда на Урал Кирилл (Наконечный) был архиепископом Ярославским и Ростовским. И новоиспеченному митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому была поставлена как минимум одна четкая задача – выполнить то, с чем не справился предшественник, воссоздать в Екатеринбурге храм в честь святой покровительницы города. Причем построить его не где-то на отшибе. Храм святой Екатерины может быть только в центре Екатеринбурга – такова была (и остается) логика и архиеерев, и политэлит, и спонсоров.
Интересно, что архитекторы и эксперты по городской среде предлагали разные варианты того, где можно было бы воздвигнуть храм. Например, как уже писал «Новый День», с предложением поставить его на берегу пруда, возле Ельцин-центра, выступала архитектор Елена Морозова. Еще один вариант размещения в центре – за комплексом «Динамо», ближе к одноименной станции метро. Но ни один не рассматривался всерьез. И этому тоже есть объяснение: уральские СМИ уже неоднократно писали о том, что картинки, которые показывают общественности застройщики храма, отличаются от того, что получится в реальности – сооружение будет едва ли не в три раза выше и больше, чем демонстрируется. Один только насыпной остров будет по площади равен футбольному полю. Поэтому «впихнуть» храм отнюдь не камерного размера на эти площадки не получится.
Да и все противостояние между сторонниками и противниками строительства храма именно на пруду зашло настолько далеко, что это уже стало делом принципа – в первую очередь, для клириков и их спонсоров.
Возможно, разрешить ситуацию могла бы грамотно построенная pr-кампания, готовность застройщиков к диалогу, но эта работа была провалена. Ее, напомним, доверили главе агентства АПИ Александру Андрееву, который стал руководителем Фонда святой Екатерины – организации нигде не зарегистрированной, но в которую вошли крупные уральские предприятия. Они давали деньги в том числе на то, чтобы поменять мнение екатеринбуржцев о строительстве храма. С учетом списка спонсоров вливания были существенные – раскошеливались не только УГМК и РМК, но и УЗТМ, «Синара», «Мотив», «Таганский ряд», «Сима-лэнд», «Хайятт» и другие. Некоторые СМИ и паблики в соцсетях действительно стали закрывать глаза на тему храма, а то и вовсе пытались представить его как «вообще-то очень симпатичный проект». Но должного эффекта это не возымело.
Более того, ожесточенный спор вокруг темы храма и пруда обрел новое дыхание на выборах, запрет на строительство стал инструментом для пиара отдельных участников гонки, а для властей постоянным больным местом в дискуссии. Тушить «общественный пожар» пока как-то не удается. Масла в огонь подливают акции протеста с одной стороны и новые оскорбительные выпады в адрес горожан с другой. Но вместо того, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию екатеринбургских СМИ и попытаться забить эфир позитивом, г-н Андреев выбрал вариант с оффлайн-продвижением, устраивая концерты российских и зарубежных звезд по разным поводам – от Дня семьи, любви и верности до Дня города. Наблюдатели отмечали, что это, вероятно, не случайность и не просчет, поскольку организацией концертов занималось event-агентство Glem, связанное с г-ном Андреевым. Так что он заботился не столько о выполнении техзадания, сколько о собственной выгоде.
Главным же остается тот факт, что Екатеринбург продолжает жить в атмосфере настоящего раскола. Причиной которого становится храм покровительницы города, призванный, казалось бы, объединять и примирять людей, но превратившийся в инструмент раздора из-за ряда стратегических ошибок и неумелого пиара.
Екатеринбуржцы защищают пруд
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 30.08.17
В Невьянске бывший главврач поликлиники незаконно выписал своей жене премии на 230 тысяч рублей. / Два человека погибли и трое получили травмы в перевернувшемся на Серовском тракте BMW. / В свердловском правительстве появился департамент информатизации и связи. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2017, РИА «Новый День»