Строительство олимпийских объектов в Сочи уже сейчас можно считать рекордным по убыточности. Руководство Внешэкономбанка признает, что из выданных на подготовку к Олимпиаде кредитов на сумму 220 млрд рублей, удастся вернуть меньше четверти. Инвесторы могут рассчитывать и рассчитывают только на помощь государства. Но и возможности госбюджета, не безграничны. И если с расходами, обусловленными объективными причинами, российская власть мириться может, то за финансовые злоупотребления, сопровождающие стройку, она готова спросить по всей строгости.
Пример братьев Билаловых, пережидающих сейчас скандал в Европе, наиболее показателен в этом смысле. Напомним, осматривая комплекс «Горная карусель», включающий в себя лыжные трамплины, президент России Владимир Путин поинтересовался причинами срыва графика строительства. В ответ ему едва ли не с гордостью сообщили о непредвиденных трудностях и об удорожании проекта – изначально планировалось, что затраты на строительство «карусели» составят 1,2 млрд рублей, но затем этот показатель вырос до 8 млрд.
Естественно, такие «сюрпризы» не могли не вызвать жесткой реакции главы государства. Санкции последовали незамедлительно. Уже в апреле силовики отчитались о схеме хищения государственных средств, выявленной в принадлежащем Билаловым ОАО «Красная поляна». Но февральский визит президента Владимира Путина в Сочи подвел черту не только для билаловских структур.
Одной из главных причин удорожания строительства олимпийских объектов называют коварство и непредсказуемость рельефа местности с его неустойчивыми грунтами, склонными к образованию оползней и провалов. Так, в марте сразу два прыжковых трамплина пострадали от оползня. И никто пока не может гарантировать, что подобное больше не случится, что объекты и люди, на них работающие, надежно защищены от стихии. По словам норвежского специалиста Тургейра Нурби, консультирующего строителей трамплинов, ранее на объекте был потерян экскаватор. Он буквально ушел под землю, и лишь по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв.
Но насколько «объективна» стихия, заставляющая увеличивать финансирования строительства? Вице-премьер Дмитрий Козак, объясняя причины увеличения затрат, жаловался что геологическая съемка выявила очень сложную геологическую структуру, отличающуюся слоистостью. Трудно поверить, что наличие такой структуры действительно стало полной неожиданностью для тех, кто проектировал строительство олимпийских объектов.
Более определенно на этот счет выразился заместитель генерального директора компании «Базовый элемент» Андрей Елинсон. «Увеличение затрат шло по объективным причинам, так как были допущены ошибки при проектировании и планировании работы объектов», – сказал он. Тем самым, в довольно-таки дипломатичной форме он признал, что «объективностью» в нашей реальности являются финансовые злоупотребления и банальное разгильдяйство. Чем-то иным политику госкорпорации «Олимпстрой», главного заказчика строительства, принявшего «на веру» сырые проекты, сложно объяснить.
Некомпетентность или злой умысел двигали руководством «Олимпстроя» пока не ясно, но очевидно то, что именно оно поставило подрядчиков в условия, при которых о нормальном процессе строительства и речи быть не может. Проектную документацию и планы работ пришлось менять на ходу. Так, только на строительсве санно-бобслейной трассы в первый же год работы было принято 17 изменений и дополнений к первоначальному проекту. Каждое из этих изменений повлекло за собой увеличение сметы. В итоге первоначальная стоимость объекта выросла в три с лишним раза. Впрочем, все эти меры были обоснованы документально и соответствующим образом оформлены. До тех пор, пока не грянул гром на «Горной карусели». Как только президент потребовал разобраться, на всех уровнях начался поиск «крайних».
Несмотря на то, что «Олимпстрой» в письме от 5 июня 2013 года официально подтверждает, что со стороны госкомпании никаких претензий к «Мостовику» нет, и экономический ущерб ГК «Олимпстрой» не причинен, омская компания, строящая санно-бобслейную трассу, становится фигурантом уголовного дела. По версии следствия, были похищены деньги, выделенные на приобретение и установку аммиачных испарителей. Абсурдность этих обвинений заключается в том, что испарители уже смонтированы, испытаны и успешно работают. То есть, не было ни самого преступления, ни потерпевших, нет проблем с установленным и эксплуатируемым оборудованием. Финансовые потери понесли разве что сами так называемые обвиняемые. Дело в том, что денег, выделенных на приобретение и монтаж оборудования, оказалось недостаточно. В итоге, для выполнения контрактных обязательств «Мостовик» вынужден был вложить в установку испарителей еще порядка 50 млн рублей из собственного кармана.
Все это, однако, нисколько не смущает сочинских силовиков, регулярно проводящих обыски в сочинском офисе компании. «Следственные действия» проводятся при неизменном сопровождении бойцов отряда ОМОН с шумом, криком и обязательным удалением сотрудников из помещений. Не трудно догадаться, что работа компании тем самым парализуется. Все это похоже не столько на расследование действительных злоупотреблений, сколько на оказание давления. Так, 26 марта этого года сотрудники местного ОМОНа ворвались в общежитие компании на улице Попова и избили двадцать пять рабочих. Пятерых из них, которые оказались уроженцами Северного Кавказа, без всяких причин забрали в участок, где неустановленные сотрудники ОМОН УВД по городу Сочи вновь подвергли их побоям и пыткам. После этого все пятеро с различными травмами средней тяжести были вынуждены обратиться за медицинской помощью в больницу, и получили листки о временной нетрудоспособности.
Буквально на следующий день некоторые из работников компании подали в отдел кадров заявления «по собственному желанию», решив не дожидаться новых актов полицейского произвола. Понять этих людей можно. Ничем не мотивированные избиения, задержания и издевательства над рабочими в итоге не имели для полицейских никаких правовых последствий. По данному факту Следственным отделом по Адлерскому району Сочи была проведена проверка, по результатам которой было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Таково было решение (номер проверки 269 от 28.03.2013) прикомандированного к следственному отделу по Адлерскому району города Сочи следователя следственного отдела по Кореновскому району Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю, С.И. Никифоренко. В избиениях и задержании ни в чем не повинных строителей г-н Никифоренко не усмотрел события преступления.
В свое время, «Мостовик» уже закрывал огрехи проектирования собственными средствами на строительстве моста на остров Русский во Владивостоке. Похоже, что сейчас, когда руководство страны усиленно интересуется судьбой выделенных на строительство олимпийских объектов средств, кто-то стремится повторить этот опыт и переложить ответственность на плечи строителей.
Москва, Екатерина Попова
Москва. Другие новости 15.07.13
Соратник Сердюкова лишится поста из-за допроса по делу «Оборонсервиса». / В Москве найдено тело адвоката и телеведущего Бориса Тарасова. / Глава Рособрнадзора может быть отправлен в отставку. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».