Государство усиливает цензуру в Рунете В 2014 году ситуация только ухудшится, – считают правозащитники
Государство в 2013 году начало активной наступление на российский сегмент интернета. Правозащитная организация «Агора» зафиксировала в прошлом году 1832 факт ограничения свободы против 1197 фактов в 2012 году, то есть, в полтора раза больше. При этом речь идет не только о блокировках сайтов или многочисленных законодательных предложениях по регулированию интернета, но и об уголовных преследованиях, прямой цензуре и даже убийствах.
В частности, «Агора» насчитала 23 случая (против 3 в 2012 году) применения насилия в отношении интернет-активистов и журналистов сетевых изданий, в том числе, со стороны сотрудников полиции. Об этом говорится в опубликованном докладе.
Например, 8 апреля в Вологде при задержании сотрудниками полиции был избит главный редактор интернет-портала «Позиция» Сергей Кушеев. При задержании участников народных гуляний на Чистых прудах 9 мая был задержан корреспондент издания Грани.ру Андрей Новичков. Сообщается, что при задержании его ударили головой об автозак, говорится в докладе «Агоры». Пострадали сетевые журналисты при разгоне «народного схода» в поддержку политика Алексея Навального в центре Москвы 18 июля. Тогда на необоснованное применение полицией силы пожаловались Виталий Шушкевич и Маша Гессен. 13 октября во время волнений в Западном Бирюлеве (Москва) сотрудник ОМОНа ударил дубинкой корреспондента телеканала «Дождь» Тимура Олевского. А в июле 2013 года в дагестанском селе Семендар возле собственного дома был убит корреспондент портала «Кавказский узел» Ахмеднаби Ахмеднабиев. Отмечается, что ранее он неоднократно получал угрозы.
Более чем вдвое (со 103 до 226) выросло число фактов привлечения к уголовной ответственности за интернет-активность и публикации в социальных сетях. По-прежнему большинство составляют дела по «экстремистским статьям» УК РФ (280 и 282), однако активнее начали применяться статьи об оскорблении представителей власти и клевете. По количеству пользователей, привлеченных к ответственности, лидирует соцсеть «ВКонтакте», по факту публикаций в которой за прошедший год было возбуждено не менее 30 уголовных дел. Пользователи «Одноклассников» получали претензии следователей не менее 4 раз (в 2012 – 3), Facebook* – не менее 3 (в 2012 – ни разу). Интересно, что Россия в 2013 году стала рекордсменом по количеству обращений госорганов с требованиями раскрыть данные пользователей или заблокировать информацию в Twitter. Российские власти направили администрации сервиса 17 запросов, по которым на территории нашей страны было заблокировано 4 аккаунта и 8 твитов. Второе место по количеству запросов стала Бразилия, получившая 10 обращений от госорганов.
Ощущают на себе административное давление на интернет также провайдеры, администраторы сайтов и редакции СМИ. За 2013 год зафиксировано 514 случаев привлечения пользователей, администраторов сайтов и провайдеров к административной ответственности, вынесения предупреждений и предостережений прокуратурой и территориальными подразделениями Роскомнадзора (в 2012 году – 208). В частности, не менее 4 редакций (Грани.ру, Обещания.ру, Сибкрай.ру, Polit.ru) получили предупреждения в связи с публикацией т. н. «иконы Pussy Riot» – изображения, запрещенного к распространению судом Новосибирска. В «Агоре» указывают, что предупреждения редакции получили еще до вынесения соответствующего судебного решения. Еще несколько предупреждений получили сетевые СМИ за публикацию видеоролика с записью панк-молебна Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Пострадали порталы Neva24.ru, KM.ру, информационные агентства «Новый Регион» и Regions.ru.
Примечательно, что, согласно докладу «Агоры», случаев ограничения доступа формально стало меньше – 236 против 609 в 2012 году. Однако, по мнению правозащитников, впятеро увеличилось число фактов применения цензуры – со 124 до 624. Объясняется это действием закона о включении ресурсов, содержащих запрещенный контент, в т. н. «реестр запрещенных сайтов», а также тем, что суды, по информации «Агоры», стали чаще принимать решения о признании информации запрещенной, например, как экстремистской или оскорбляющей чувства верующих. За прошедший год значительно Федеральный список экстремистских материалов значительно вырос, в него было включено не менее 354 отдельных материалов, страниц и целых сайтов. По состоянию на 31 января 2014 года в списке содержится 2201 позиция.
Кроме того, в 2012 году зафиксировано 75 предложений по регулированию интернета. В 2012 году их было 49, а в 2011 – всего 5. Первую в 2013 году инициативу озвучил патриарх Кирилл, предложивший 6 января ужесточить ответственность за «оскорбления чувств верующих». «Агора» отдельно обращает внимание на т. н. «антипиратский закон», согласно которому сайты с нелегальным контентом блокируются без судебного разбирательства. «Несмотря на массовые протесты пользователей и представителей интернет-бизнеса, включая Google, Яндекс и Mail.ru Group, законопроект был принят в неизменном виде, закрепив практику блокирования сетевых адресов, приводящую к массовому блокированию сайтов и, по оценкам экспертов, угрожающей целостности и функционированию интернета», – отмечается в докладе правозащитников.
Таким образом, делают вывод в «Агоре», Россия сохранила статус одного из главных промоутеров консервативной политики в сфере регулирования интернета на международной арене. При этом госвласть выбрала относительно мягкий вариант контроля – фильтрации и блокированию контента отдается явное предпочтение по сравнению с преследованием отдельных пользователей.
Правозащитники указывают, что интернет-сообщество достаточно гибкое и умеет находить способы «уклоняться от несправедливых решений». Постепенно, считают в «Агоре», все больше пользователей будут осваивать средства защиты, такие как анонимайзеры, способы защищенного соединения и так далее. Но, при этом, по мнению правозащитников, государство будет совершенствовать средства слежки и фильтрации.
«Учитывая итоги прошедшего года, в 2014 году мы ожидаем расширения практики внесудебного блокирования информации, внедрения новых технических средств контроля и слежки, а также новых попыток на международном уровне закрепить разделение интернета на замкнутые национальные сегменты», – подытоживают авторы доклада.
Отметим, что в наступившем 2014 году в силу вступил еще один ограничительный закон. С 1 февраля действуют правила досудебной блокировки сайтов, где содержатся призывы к массовым беспорядкам и прочий «экстремистский» контент. Решает, назвать ли материал экстремистским, не судебная инстанция, а прокуратура. В первый же день работы закона было заблокировано 4 ресурса.
Москва, Татьяна Пашкова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».