Анкара опять «мутит воду» в Сирии Россия не давала согласие на турецкую операцию, которая схожа с действиями террористов
Вторжение турецких войск на сирийскую территорию в рамках операции «Щит Ефрата» только усугубляет ближневосточный конфликт. Как считают российские эксперты, Анкара опять «мутит воду», и это происходит без согласования с Москвой, которая принимает активное участие в стабилизации ситуации в регионе и борьбе с террористами «Исламского государства» (ИГИЛ, запрещена в РФ).
Сегодня на пресс-конференци в Москве эксперты оценили турецкое вторжение в Сирию и его последствия, в том числе для России. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что об участии России в турецкой спецоперации и речи быть не может. В первую очередь, потому что для совместных действий необходимо было установление военного сотрудничества и согласование действий, однако диалог между странами идет сейчас только «по линии спецслужб».
С этой точкой зрения согласен президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. «Никакого согласования не было. Россия в Сирии действует на основании норм международного права. Есть приглашение, есть согласие России и есть условия, по которым Россия будет присутствовать. За спиной у сирийского правительства с кем-то что-то согласовывать Россия не имеет права и не делает этого», – сказал эксперт.
Он также обратил внимание, что если Россия сделает то, против чего выступает сирийское правительство, то приглашение на присутствие российских военных сил может быть отозвано. «Мы на это не пойдем», – подчеркнул Ивашов.
По его оценке, Турция вновь решила действовать в Сирии самостоятельно. «В этом вопросе с турецкой стороны правды вообще нет. Борьба с ИГИЛ, отсылка турецких СМИ о том, что есть договоренность Эрдогана с Путиным – все это ложь», – считает Ивашов.
Он напомнил, что президенты России и Турции обговорили вопрос о действиях против террористических организаций, прежде всего против ИГИЛ, но Москва на эту операцию согласия не давала, и не могла дать. «Потому что Россия, и прежде всего президент Путин, строго чтят нормы мирового права», – сказал эксперт.
Он полагает, что в данной ситуации действия Турции мало чем отличаются от действий боевиков ИГИЛ. «Одни базируют свои действия на непризнании норм международного плана и сплошном их нарушении. То, что делает Турция – то же самое. Все нормы права, неприкосновенность границ – все это нарушено», – констатировал президент Академии геополитических проблем.
Ивашов считает, что Турция своими действиями, чем бы Анкара их не объясняла, способствует разрушению и без того хрупкой системы безопасности в регионе.
По мнению экспертов, турецкое руководство воспользовалось налаживающимися отношениями с Россией и договоренностями о взаимодействии в борьбе с терроризмом, и использовала это в качестве предлога для атаки, в первую очередь, на курдское ополчение, а не на ИГИЛ.
«Я думаю, что Турция могла использовать это в своих интересах. По некоторым данным, Эрдоган в Санкт Петербурге дал свое согласие на закрытие сирийско-турецкой границы для исламистов. Возможно, что он считал это достаточным, чтобы одновременно установить контроль над частью границы», – предположил Евсеев.
«Турцию беспокоит то, что курдские повстанческие силы, которых вооружают и активно готовят американские специалисты, перекроют проход с территории Турции, подвоз боеприпасов, боевиков», – отметил со своей стороны Ивашов.
Он также добавил, что действительно существует «обеспокоенность» турецкой стороны возможностью слияния трех сирийских курдских анклавов для создания независимого государства.
По мнению президента российского общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрия Набиева, курдская проблема в данном конфликте выдвигается на первый план. Причём в этом противостоянии «много странностей», полагает эксперт. По его мнению, договоренностей Анкары с Москвой относительно атаки на курдов не было.
«Турция готовилась к этому в течение большого количества времени. 50-тысячная группировка была сформирована не вчера. Эти войска стояли очень давно и планы их боевого применения были. Другой вопрос, что Турция сейчас не в состоянии вести масштабные боевые действия. Им это сложно, в связи с тем, что большое количество офицеров (после попытки переворота) выбыли», – считает Евсеев.
Исходя из этого, эксперты предполагают участие в конфликте третьей заинтересованной силы.
«Я вижу в этом общий план. Посмотрите, с чего начинались бомбардировки Югославии, Ирака, Ливии. С создания бесполётной зоны. Что за несколько дней до этого американцы сделали? Они по сути дела запретили сирийским ВВС летать», – отметил Ивашов и добавил, что американцы явно не заинтересованы в прекращении конфликта в Сирии.
Тем не менее, пока остается открытым о российской роли и позиции Москвы в данной ситуации. По мнению Евсеева, если Москва еще не приняла решение о помощи сирийскому правительству, это не значит, что она оказывает поддержку Турции. Он обратил внимание, что в арсенале России есть система С-400, которая может «накрыть» турецкую авиацию, в том числе на сирийской территории. Эксперт считает, что в случае необходимости Москва будет готова встать на защиту сирийской границы и выступить на стороне союзника.
«Эта операция не закончилась, и Россия смотрит, как будут развиваться события. Поэтому такая осторожная позиция», – подытожил Набиев.
Москва, Мария Вяткина
© 2016, РИА «Новый День»