Турция увеличила требования в обмен на обещание разрешить мигрантский кризис в ЕС и получила отказ. Руководство большей части стран ЕС отказалось досрочно вводить безвизовый режим с Турцией и поддерживать намерение Анкары начать наземную операцию против курдов. Турки пожелали еще дополнительные выплаты за размещение у себя депортированных из ЕС беженцев, но тоже получили отказ. Больше того, отдельные страны ЕС не захотели выплачивать и ранее обговоренную сумму «контрибуции».
Анкара предъявила новые завышенные требования к ЕС и получила отказ большей части глав евросообщества. Выразив готовность блокировать поток мигрантов, Турция намерена получить в обмен больше денег, чем было согласовано ранее, либерализацию въездных виз в ЕС для своих граждан и ускорение процедуры приема в ЕС. Больше того, турецкий премьер Давутоглу на саммите с главами ЕС потребовал совместных усилий, которые заключались в поддержке военной операции Турции против курдов и асадитов в пограничных сирийских районах. Анкара рассчитывала на поддержку Ангелы Меркель. Как утверждает французское издание L'Opinione (цитируется по переводу InoPressa.ru), эти предложения Анкары были заранее согласованы с Берлином, то есть Меркель знала новых предложениях Анкары, но сочла не имеющим решающего значения возможное несогласие большинства партнеров с новыми соглашениями. Европейцы не просто отвергли эти требования (с насмешками в европрессе). Услышав новые требования Анкары, лидеры стран ЕС отменили запланированный рабочий ужин с турецким премьером, на котором собирались обсудить миграционный кризис.
Ранее 28 членов ЕС решили откупиться от миграционной проблемы с помощью услуг Турции. В конце 2015 года на саммите ЕС-Турция было заключено соглашение, по которому ЕС обязался открыть границы для Турции, отменив визовый режим и выплатить 3 миллиарда евро для обустройства беженцев в Малой Азии. В ответ премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу пообещал «приложить все усилия» для ограничения миграции, но не дал никаких гарантий исполнения этих обещаний или четко сформулированного плана действий.
«Мы приняли совместный план действий, чтобы остановить миграционные потоки в Европу... ЕС не ожидает, что кто-то вместо нас будет охранять наши границы... Это должно быть сделано только европейцами. Но мы ожидаем шагов, когда речь идет о прекращении миграционных потоков, которые идут в Европу через Турцию... Мы утвердили решение о создании механизма по предоставлению помощи сирийским беженцам в Турции на 3 млрд евро», – цитировал ранее NDNews.ru речь главы Евросовета Дональда Туска по итогам ноябрьского саммита.
Частью соглашения было обязательство Турции закрыть границы с ЕС для беженцев (их основной поток в последнее время переправлялся в Европу именно через эту страну). Турецкие власти на 3 миллиарда евро от ЕС должны были создать лагеря для новых беженцев, которые поступают на территорию этой страны и временно разместить депортированных из ЕС мигрантов, что ранее прибыли туда через турецкую территорию. Брюссельские договоренности включали также совместные операции военных кораблей ЕС и Турции для пресечения деятельности работорговцев-контрабандистов в Эгейском море и других акваториях.
Список требований к Турции в обмен на финансирование и членство в ЕС состоял больше, чем из семи десятков пунктов. Кроме вышеперечисленного, в нем были требования изменения законов о терроризме, признание парламента греческой части Кипра, обязательства соблюдения свободы слова, отказ от преследования оппозиционных СМИ и отказ от притеснения курдов (с которыми Анкара в последнее время ведет боевые действия даже на территории самой Турции).
Ни одна сторона до сих пор не выполнила свои обещания. В ЕС так и не собрали сумму «контрибуции» для турок. Полмиллиарда евро должны были быть выделены из бюджета Еврокомиссии, остальные 2,5 млрд должны были быть собраны странами-членами ЕС из национальных бюджетов. С последним европейцы решили не торопиться.
Организация безвизового режима с ЕС, которую в Анкаре пообещали подданным уже в июне, не вдохновила европейских политиков. Особенно французов. К примеру, президент Франции Франсуа Олланд опасается своего оппонента Николя Саркози, который выступает против отмены виз. И тем более против этого выступают французские правые, которые становятся все более влиятельными. В ФРГ решение опротестовывают «Христианско-социальный союз» и «Социал-демократическая партия», входящие в правящую коалицию.
«Не представляю, чтоб Франция согласилась на эту сделку в этом году, в преддверии выборов. Ни на мгновение я не поверю, что европейские стран хотят, чтобы этот процесс продвигался» – приводит Financial Times мнение экс-посла Евросоюза в Турции Марка Пьерини.
Турция со своей стороны также не выполнила ключевые обязательства перед ЕС. Больше того, Анкара активно препятствует усилиям европейцев в преодолении миграционного кризиса. Например, недавно Анкара запретила входить в свои территориальные воды боевым кораблям ФРГ и Греции. Эти корабли должны были вместе с турецкими патрулировать Эгейское море и перехватывать плавсредства контрабандистов-поставщиков нелегальных мигрантов. Операцию возглавляли немцы и она была заранее согласована с турками.
Как бы для ограничения потока беженцев Анкара с 1 января этого года ввела визовый режим для сирийских граждан. Но эта мера оказалась достаточно странным шагом, потому что граница де-факто не была закрыта и теперь весь миграционный поток, идущий через Турцию, стал нелегальным. Нелегальные мигранты по-прежнему могут спокойно проникать в страну не только без виз, но и вообще без удостоверяющих личность документов через многочисленные дыры в турецко-сирийской границе. Введение виз для сирийских беженцев отсекло и без того небольшой трафик добропорядочных временных переселенцев, приезжавших в Турцию легально и поддающихся хоть какому-то контролю и учету.
Не приходится говорить и о смене отношения Турции к международному терроризму, курдам, свободе слова и другим проблемам, которые ЕС предписал этой стране решить для получения денег и вступления в сообщество. Напротив, на днях стало известно о новых случаях преследования турецких оппозиционных журналистов. А российские и американские спутники выявили нелегальные поставки турками нефти от сирийско-иракских террористов в страны Южной Европы. В «курдском вопросе» ранее Эрдоган настаивал на исключении сирийских курдов Отряда народной самообороны (YPG) из договоренности о перемирии. И обвинял Евросоюз, ООН, США и Россию в «бесчестном» поведении в сирийском конфликте. А на саммите в Брюсселе недвусмысленно потребовал от ЕС поддержать планы уничтожения курдских образований на территории Ирака и Сирии.
Все это привело к тому, что в ЕС попросту отказались разговаривать с Анкарой на ее условиях. Что главы стран евросообщества дали понять турецкому премьеру, отменив с ним дипломатический ужин, на котором и могли бы быть приняты какие-то компромиссные решения.
Остроты в сюжет добавило и внезапное осуждение руководства Турции со стороны президента США. Барак Обама заявил, что ранее считал президента Турции Тайипа Эрдогана «умеренным мусульманским лидером», способным преодолеть разрыв между Востоком и Западом, но Эрдоган разочаровал Белый дом, приводит высказывания Обамы журнал The Atlantic (цитируется по переводу РИАН). Теперь руководство США видит в нем неудачника и авторитарного лидера, который не может эффективно использовать свои ресурсы для обеспечения стабильности в Сирии.
Анкара – Брюссель, Алексей Усов
Анкара – Брюссель. Другие новости 11.03.16
Дмитрий Потапенко: Россия села на «нефтяной кол». Бизнесмен предложил переселить чиновников на Кипр и возить им дань раз в 30 лет. / Конституционный суд проверит законность системы «Платон». / Сербский политолог: Крым – это символический реванш за Косово. Аксенов согласился и пообещал союзникам моральную поддержку, а если прикажут – и «физическую».. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»