российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Пятница, 29 марта 2024, 01:52 мск

Новости, Кратко

Архив
Елена Яшина: «Кремлевская пропаганда» превращается в объединяющий фактор «У населения России есть патриотические ожидания от власти»

В последнее время устойчивый негативный мем «кремлевская пропаганда» на глазах изумленных «носителей прогрессивных общечеловеческих ценностей» становится символом усиления России, считает директор Центра корпоративного развития, руководитель проекта «Российская династия» ООД «Россия» Елена Яшина. В рамках спецпроекта РИА «Новый Регион» «Кремлевская пропаганда: что это такое?» она поделилась своим видением ситуации.

Неожиданная поддержка внешней политики РФ населением приписывается зомбированию сообщениями официальных СМИ. Но даже самые непримиримые противники российской власти признают, что это слабое объяснение. Интернет сегодня доступен всем, в нем нет преобладания официальной информации, количество пользователей -россиян растет, а граждане России устойчиво, по данным всех социологических исследований, одобряют внешнюю политику президента.

Неожиданность такого проявления общественного мнения противники власти пытаются объяснить особым менталитетом, «рабским и захватническим». Но такая попытка огульно обесценить народ с глубочайшей историей и культурой представляется, мягко говоря, примитивной и поверхностной. На мой взгляд, как раз недооценен здравый смысл и самодостаточность россиян, что можно наблюдать по отношению к информации, которую транслирует власть, то есть к кремлевской пропаганде.

Хотя само устойчивое выражение «кремлевская пропаганда» появилось в начале 2000, отношение к информационной политике государственной власти можно проследить с советских времен. До конца 80-х государственная пропаганда в ситуации холодной войны опиралась на четкую идеологию, патриотизм и политически выдержанную информацию. Но декларируемые ценности не совпадали с поведением советских руководителей, были перекрыты социальные лифты, живая обратная связь от населения не интересовала власть, что при подогреве оппозиции создало сопротивление государственной политике. При всех правильных посылах, жесткий пропагандистский подход подготовил крах власти и информационное поражение.

В 90-е годы официальными СМИ слово «пропаганда» использовалось исключительно по отношению к советскому прошлому. Эту позицию активно поддерживали певцы революции, «голосование сердцем» воспевалось прикормленной творческой интеллигенцией. Советскую пропаганду заменила американская и европейская. Но население, ошарашенное ростом цен, разрушением и передачей зарубежным владельцам промышленных предприятий, снижением уровня жизни и неопределенностью будущего стало поговаривать, что идет продажа страны, отсутствует объединяющее начало и человек теряет ценность. Активного сопротивления не наблюдалось, так как для большинства стоял вопрос элементарного выживания. СМИ не давали опомниться от потока чернухи и воспевания свободы. Правда, потоки беженцев из бывших советских республик и невероятный рост преступности омрачали картину, но укрепляли радость вчерашней оппозиции. Общественное мнение усиленно изучалось зарубежными центрами, но российскую власть не интересовало. Инерционное движение на фундаменте прошлых лет позволяло выживать. К концу 90-х в общественном мнении сформировался раскол, мнение патриотического меньшинства не подлежало озвучиванию, власть на всех уровнях весело транслировала успехи. Появилась группа молчаливой общественности.

2000-е немного изменили картину в сторону наведения внешнего порядка, появления вертикали власти, ограничений и контроля, что и отразилось на стиле подачи информации от государственных органов. Сообщения стали более деловыми, образ лидера конкретным, кремлевские посылы регулярными. Кремлевская пропаганда немного теснит западную, термин «кремлевская пропаганда» входит в обиход. В это время проявились российские таланты в сфере PR, которые сделали ставку не только на пропагандистскую машину, а на привлечение сторонников среди населения, социальные и культурные проекты. Серьезно изучается общественное мнение. Увеличение экономической стабильности, но отсутствие эффективного экономического механизма и неблагоприятные процессы в социально-культурной сфере приводят к увеличению сопротивления власти. Происходит оформление прозападной оппозиции, ее активный выход в информационное пространство. Социологи отмечают огромное количество (от 55 до 70 % по данным разных исследований и в разные годы) людей, которые не поддерживают ни позицию власти, ни оппозицию. Большинство этих людей придерживается патриотической позиции, но не видит сил, которые выражают их интересы. Попытка российской оппозиции построить протестные акции на этих людях провалилась, памятные 90-е были хорошей прививкой, к тому же к протестам зачастую призывали те же люди. Оппозиция обвиняла «русские массы» в инертности и тупости, ошибочно принимая молчание за согласие, оппозиционная активность в информационном поле была принята за победу. Молчаливое большинство прислушивается к «кремлевской пропаганде», то есть к официальному мнению власти, и выжидает.

2013 год стал годом новых смыслов и надеждой на возрождение России. Российская власть в лице президента РФ четко озвучивает патриотическую позицию, то есть, показывает курс на поддержку русской культуры и экономики. События на Украине, особенно ситуация со спасением Крыма, подтверждают серьезность намерений президента в глазах россиян, делают его гарантом безопасности страны. Молчаливое большинство немедленно поддерживает президента. К российскому большинству присоединяются крымчане, которые готовы потерпеть уменьшение потока туристов с Украины ради сохранения жизни.

Оппозиция оказывается в положении голого короля – становится очевидным, что никакой реальной поддержки среди населения она не имела, более того, оппозиционные силы срывают демократичные маски, демонстрируют явную враждебность по отношению к непослушному населению, обесценивая все достижения, «колорады» и «ватники» оказались более самостоятельными в своих суждениях. Агрессия оппозиции в интернет- пространстве только поддерживает выбор россиян, ведь ничто не сплачивает так, как опасный враг, официальные СМИ только помогают в этом. Официальная позиция Кремля провоцирует осознание россиянами своей культурной идентичности, ощущение силы и возможностей.

Таким образом, из надоедливой идеологической машины за 25 ближайших лет «кремлевская пропаганда» превращается в объединяющий фактор. Оказывается, что российское большинство не приемлет протеста ради протеста, прислушивается к власти. У россиян существует необходимость в информационных сообщениях от власти, их четкой трансляции и направленности.

У населения есть патриотические идеологические ожидания от власти, очень важна информация и сформированная стратегия в этом направлении, можно сказать, что содержательной информации пока недостаточно, не полностью используется потенциал информационных ресурсов, в том числе экспертных. Людям требуется последовательное разъяснение позиции власти, привлечение фактов и мнений.

Очень важно давать слово российскому большинству, оно является реальной поддержкой разумных действий власти.

Оказалось, что российское большинство достойно свободного выбора, общечеловеческие демократические ценности всегда были заложены в русской культуре. И от информационной политики власти ожидают защиту живой культуры России. У населения есть безошибочные маркеры, определяющие отношение власти к русским цивилизационным ценностям.

Более того, можно предположить, что у населения западных стран с глубокими культурными корнями (Франции, Германии) патриотическая позиция российской власти вызывает уважение, так как предполагает традиционное российское сочетание патриотизма и уважения к другим культурам и к чужой идентичности. И в этом смысле Россия становится более надежным партнером.

Теперь россияне готовы к вовлечению в реальные проекты власти, построенные не на внешней помпезности, а на реальной эффективности, на диалоге. Это же касается информационных проектов. Когда караван идет, важно реагировать не на лай собак, важно поддерживать людей и верблюдов.

Москва, Лариса Зайкина

Москва. Другие новости 03.07.14

Дмитрий Дёмушкин: «Искать правду на ТВ всё равно, что девственницу среди проституток». На российских телеканалах нет ничего, кроме пропаганды. / Андрей Перла: Пропаганда всегда стоит на факте в отличие от сочинений противников государства. Государственной пропаганды в хорошем смысле все время не хватает. / Курманбек Молдокулов: «У России есть влияние на постсоветские страны». Руководство РФ очень широко пропагандирует свою политику и видение. Читать дальше

© 2014, РИА «Новый Регион»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках / Метки