В последние дни уходящего года вооружённые силы Киргизии получили весомый презент «сверху». Руководство Национальной гвардии республики к новому 2015 году окончательно сформировало и представило журналистам новую войсковую часть на базе бывшего американского Центра транзитных перевозок в аэропорту «Манас», с которым был связан не один скандал.
Необходимость в размещении иностранных военных на киргизской территории возникла после терактов 11 сентября 2001 года, когда для осуществления США и антитеррористической коалицией ответной операции «Несокрушимая свобода» понадобился аэромобильный центр в относительной близости от боевых действий в Афганистане. Через созданную авиабазу «Манас» осуществлялась воздушная дозаправка самолетов над территорией Афганистана, переброска солдат и грузов на военную базу «Баграм», за что в бюджет республики отчислялись около 40, а с 2006 года – и 60 миллионов долларов ежегодно. Кроме того, с 2005 года Отдел по безопасности и сотрудничеству авиабазы реализовал на территории КР 39 соцпроектов (ремонт школ, детских садов и больниц, оказание гуманитарной помощи) на общую сумму 7,9 миллиона долларов. Однако и проблем, которые получала Киргизия в обмен на такую финансовую поддержку, было достаточно. Первая – военнослужащим США и сотрудникам базы предоставлялась дипломатическая неприкосновенность, под предлогом которой они могли нарушать закон. Например, в 2006 году солдат ВВС США Закари Хэтфилд, будучи «под кайфом», расстрелял работника аэропорта Александра Иванова и не понёс наказания. Так же за время существования авиахаба его служащие попадали в аварии, обвинялись в изнасилованиях и наркоперевозках, и не раз проявляли неуважение к местному населению в бытовых вопросах. Второй проблемой стало ухудшение экологической обстановки и рост числа онкозаболеваний у жителей районов, прилегающих к базе: топливозаправщики сбрасывали остатки горючего прямо на поля и огороды киргизстанцев. Появилась и угроза нанесения авиаударов извне террористами по базе, при которых могли пострадать и мирные жители. К тому же, существование «Манаса» долгое время являлось для руководства Киргизии козырем, с помощью которого можно было выпрашивать деньги то у России (за выполнение обещания денонсировать соглашение и свернуть американскую базу у неё под боком), то у США (на развитие демократии и инфраструктуры в республике, и экономическую компенсацию). Наконец, в 2009 году договор о существовании «Манаса» был денонсирован по инициативе Курманбека Бакиева, а сама база – перепрофилирована под Центр транзитных перевозок. Но череда неприятностей не закончилась.
ЦТП пережил несколько проверок со стороны Агентства по контролю наркотиков Киргизии, которые не подтвердили будоражащую общество информацию правозащитников о том, что «Манас» служит пунктом транзита наркотиков и психотропных веществ из Афганистана. В 2013 году турецкий журналист Фазиль Дуйгун поделился с киргизскими коллегами ошеломляющей новостью: на базе располагается филиал секретной тюрьмы ЦРУ, куда доставляются важные заключённые из Афганистана и других стран региона, а потом перебрасываются в США. Однако расследование сенсации зашло в тупик: в Лэнгли эту информацию не опровергли, а местные представители вооружённых сил – не подтвердили. А через некоторое время последовал инцидент с крушением топливозаправщика ВВС США в Панфиловском районе Чуйской области республики. Самолет перевозил порядка 60 тонн авиационного топлива, которое после падения попало в местные речки, а оттуда – на поля, огороды и в поилки для скота киргизстанцев. Компенсацию они так и не получили.
– В 2008 году я как в воду глядел, когда требовал вывода базы из Киргизии, предрекая, что на нас может рухнуть самолет, – поделился тогда в интервью с «Новым Регионом-Азия» политик-оппозиционер Нурлан Мотуев. – Наши слова оказались пророческими. Пять лет назад мы собрали 10 тысяч подписей за вывод американских войск из республики, но, к сожалению, президент Бакиев в своих интересах деформировал эту идею, за что и поплатился своим креслом… Если база останется, произойдет третья революция. Народ не потерпит американцев у себя более. Мы дважды революциями доказывали, что народ наш терпеливый, но до поры, до времени. Уверен, база все равно уйдет, мы заставим сделать это, невзирая на правительство страны.
И база ушла. Практически через месяц после падения самолёта, 26 июня 2013 года, президент республики Алмазбек Атамбаев денонсировал соглашение с США о ЦТП «Манас». На вывоз оборудования и контингента у военнослужащих был год. После официального прекращения существования базы для размещения иностранного контингента 11 июля 2014 года территория была передана на баланс Национальной Гвардии КР. И за полгода киргизские военные освоили имущество стоимостью в 30 миллионов долларов, создав все условия для развёртывания на территории одного из батальонов ведомства и прохождения в нём службы для солдат Киргизии.
– Сейчас здесь базируется оперативный батальон в количестве более 200 человек. Это первый этап, далее будет создана бригада Нацгвардии численностью более 500 человек. После ухода американских военных в части осталась вся инфраструктура, необходимая для несения службы. Пока мы используем только 30% территории, на следующий год будет освоена вся территория. На сегодняшний день в составе Нацгвардии Кыргызстана проходят службу около 3 тысяч человек, контингент будет расширяться, конкретное количество военнослужащих пока не разглашается в интересах национальной безопасности, – сообщил командующий Нацгвардией КР, полковник Мелис Сатыбалдиев.
Гвардейцы получили в пользование казармы, различный инвентарь, электрогенераторы, столовую, тренажёрный зал, плац, ангары, пожарные машины, транспорт дозаправки и грузовики – всё, что осталось после того, как военнослужащие армии США, нёсшие службу на ЦТП, официально покинули Киргизию. Но по неофициальным данным, границ республики не пересекала система радиоэлектронной разведки «Эшелон». Она готовится к размещению в новом пятиэтажном здании, которое возводится на территории посольства США и обошлось Вашингтону в 140 миллионов долларов. Официально новое крыло предназначено для размещения сотрудников посольства. Однако при его строительстве выяснилось, что оно будет иметь и подземные этажи: постройка уходит в глубину практически на 30 метров, и может быть использована не только как бомбоубежище. Так же неясна судьба и части военного контингента: теоретически военные могли быть переоформлены как гражданские сотрудники дипмиссии, и продолжать свою работу на территории посольства и вне его уже в другом статусе. В самом же Посольстве Соединенных Штатов Америки в Бишкеке информацию о «гражданских военных» опровергают. Но отказываются подробно комментировать просочившуюся в СМИ информацию о новом объекте.
– Поскольку с течением времени наша миссия в Киргизии и партнерская деятельность расширяются, возникла необходимость расширить и здание, поскольку нынешнее стало тесным, – пояснил журналистам Джон Браун, специалист посольства США по связям с общественностью. – Строящееся здание является символом нашей приверженности оставаться здесь и продолжать деятельность в Киргизии, поддерживая дружественные отношения со страной.
При попытке задать вопрос о подземных этажах Браун ушёл от ответа, заявив, что о тонкостях строительства здания диппредставительства не осведомлён, а возможности пройтись по будущему зданию посольства с экскурсией у него пока не было.
– Естественно, намерения придать военнослужащим дипломатический статус будет отрицаться американской стороной, – предполагает эксперт по Средней Азии и Ближнему Востоку, историк Александр Князев. – Стоимость строительства в данном случае не важна, она может в большей своей части быть скрыта, в условиях Киргизии это не трудно. А вот если бы они объяснили, зачем нужна подземная часть глубиной, по разным оценкам, от 26 до 28 метров, было бы понятно, чем там будут заниматься эти 200 человек. Такое число – это сама по себе уже большая цифра для посольства, а ведь есть еще и основная территория посольства США, и там людей немало. Эти 200 человек – персонал с базы «Манас», уже получивший еще весной 2013 года дипломатический статус и формально числящийся в штате посольства. Для сравнения: в посольствах Ирана или Германии штат не превышает нескольких десятков человек, включая водителей и уборщиц. Добавлю вот еще что: о том, что в новом здании будет размещено оборудование радиоэлектронной разведки, было известно еще в прошлом году – это обсуждалось почти в открытую на дипломатических приемах в Бишкеке, где мне доводилось бывать. Так что никакого секрета в этом давно уже нет.
Как пока нет и возможности попасть на территорию посольства и осмотреть здание ни у киргизских, ни у российских СМИ. Новое крыло засекречено, и пройти туда могут даже не все сотрудники дипмиссии.
Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова
Кыргызстан, Бишкек. Другие новости 05.01.15
Что будет с сомом, рублём, долларом и евро в 2015 году?. / Паста из топора – лучшее итальянское блюдо от комиссара Каттани. Спецпроект NDNews «Есть, чтобы жить» (ВИДЕО). / В России появилась новая услуга – доедание праздничных вкусностей. И довзрывания фейерверков. Читать дальше
© 2015, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».