AMP18+

Экономика

/

Оптимизм в прогнозах обошелся «Газпрому» в 2,4 триллиона рублей Вся стратегия монополии последних лет оказалась ошибочной, обогатились на этом лишь «друзья Путина»

Потери «Газпрома» в последние годы на невостребованных контрактах и неустойках составили 2,4 триллиона рублей, без учета расходов на наращивание добычи. В 2015 году добыча газа «Газпромом» станет рекордно низкой за всю историю компании: 414 миллиардов кубометров при мощностях в 617 млрд кубометров. Причины этому аналитики видят в том, что к 2015 году для компании суммировались все возможные негативные факторы – от политических событий до макроэкономических процессов. Такое сочетание не учитывалось даже в самых негативных прогнозах компании, но когда эти факторы совпали, они обессмыслили всю стратегию развития госмонополии с 2002 года. В выигрыше остались только подрядчики, на которых ушла большая часть бессмысленно потраченных средств. Большая часть этих подрядчиков оказались из числа «друзей Путина».

Среди негативных факторов, одновременно сработавших против «Газпрома», аналитики перечисляют политические, исключительно экономические и те из экономических решений, которые были продиктованы политическими соображениями.

Ключевые просчеты «Газпром» допустил в оценке спроса. В 2008 году зампред правления «Газпрома» Александр Медведев прогнозировал, что потребление газа в Европе будет расти и к 2020 году превысит 600 млрд кубометров, из-за падения собственной добычи Европе придется дополнительно импортировать 145 млрд кубометров. Тогда же топ-менеджмент госкорпорации предсказывал увеличение потребления на внутреннем рынке в 2015-2020 годах. В 2014 году экспорт «Газпрома» уменьшился по сравнению с 2008 годом на 40 млрд кубометров, продажи в России упали на 90 млрд кубометров. Все это время компания продолжала инвестиции в добычу и газотранспортные мощности, напоминает газета «Ведомости».

Из исключительно экономических факторов против прогнозов российской монополии сработали одновременно сланцевая революция в США, появление новых поставщиков и переход Европы на альтернативные источники энергии. Последнее отчасти также спровоцировано политикой, отчасти мировыми катастрофами, как цунами в Японии в 2011 году или авария на скважине в Мексиканском заливе.

Из комплексных факторов, обусловленных равно и экономическими, и политическими причинами, можно отметить изменение правил регулирования европейского рынка. Это принятие Брюсселем свода правил энергобезопасности ЕС и в первую очередь – «Третий энергопакет» из двух директив и трех регламентов, ограничивающий возможность монопольных поставок энергоресурсов в Европу. Он был принят фактически в ответ на строительство Россией «Северного потока», чтобы не допустить строительство новых транснациональных газопроводов и на дать «Газпрому» или арабским компаниям превратиться в монопольных поставщиков.

Наконец, все эти негативные для российского экспорта процессы были подстегнуты политическим кризисом на Украине и снятием санкций с Ирана.

При этом в 2006-2008 годах Европа сама просила «Газпром» инвестировать в добычу газа, напоминают аналитики. Но параллельно в ЕС развивали альтернативную энергетику, которая сдерживает спрос на газ. «Газпром» запустил добычу на Ямале и создал газопроводы Бованенково – Ухта и Ухта – Торжок под европейский рынок, говорил Миллер в апреле в Берлине: «Европа должна дать четкий ответ, нужны ей эти мощности или нет». Сегодня таких гарантий никто не дает, сетовал он.

В 2008-2014 годах в обустройство Бованенково и строительство газопровода от него «Газпром» вложил 1,7 триллиона рублей. В 2015 году в проект должны были быть вложены еще 144 миллиарда рублей. Однако реальные потребности рынка не успевали за прогнозами и ожиданиями госмонополии. К 2013 году «Газпром» не только не смог вывести Бованенково на проектные мощности, но и стал сокращать добычу газа. В октябре 2013 года российская газовая монополия почти вдвое урезала многолетний план добычи газа на Ямале: только на 2015 годы вместо 89,5 млрд кубометров было запланировано лишь 42,9 млрд. Планы на предыдущие годы урезались на треть. Вслед за сокращением планов по добыче газа монополия урезала финансирование ямальского проекта, чтобы за счет него высвободить средства для «Турецкого потока».

Третий энергопакет ЕС и политический кризис окончательно похоронили проект строительства «Южного потока». За проектировочно-переговорный период «Газпром» потратил 56 млрд рублей на выкуп долей в проекте у иностранных партнеров. Для газопровода уже заказаны и частично отгружены трубы на 2 млрд евро (130 млрд рублей).

Альтернатива South Stream в виде «Турецкого потока» еще до подписания каких-либо обязывающих межправительственных соглашений принесла убытки примерно в 70 миллиардов рублей. Для укладки труб по дну Черного моря госмонополия заключила контракт с итальянской компанией Saipem S.p.A. и зафрахтовала два трубоукладочных судна (Castoro 6 и Saipem 7000). После «похорон» South Stream контракт с турбоукладчиками не был расторгнут в ожидании старта работ по турецкому проекту. Однако в начале июля 2015 года стало известно о расторжении контракта между Saipem S.p.A. и South Stream Transport B.V.

Saipem в 2014 году получила от South Stream Transport 495 млн евро (32,2 млрд рублей), в первом квартале 2015 года – еще около 300 миллионов евро (19,5 млрд рублей). За второй квартал была выплачена примерно такая же сумма, а теперь итальянцы требуют неустойку за расторжение контракта, которая вместе с сопутствующими выплатами может достигнуть тех же 300 миллионов евро. То есть только на контракте с итальянскими трубоукладчиками, которые не проработали ни дня, «Газпром» потерял чуть меньше полутора миллиардов долларов.

«Турецкий поток» до сих пор не оформлен юридически, под вопросом позиция одной из ключевых стран проекта – Македонии, и Россия решила попытаться начать работы по проекту с финального отрезка маршрута: с Греции. К середине июня Москве удалось договориться с греками и подписать первые межправительственные документы по строительству нового газопровода «Турецкий поток» и его продолжению в Евросоюз. Но и этот проект грозит финансовыми потерями «Газпрому», так как подразумевает строительство «Южноевропейского газопровода» на два миллиарда евро, одолженные Россией стране-банкроту.

«Газпром» в начале июля остановил строительство системы газопроводов «Южный коридор», по которой газ должен был подаваться еще в покойный «Южный поток», потом в «Турецкий поток». Часть газа в эту систему должна была поступать от азиатских поставщиков «Газпрома», часть – из трубы Бованенково – Ухта. «Газпром» заморозил инвестиции в проект и приостановил работы с 1 июля по восточной ветке газопровода, которая является наиболее протяженной и дорогой в строительстве. Западную ветку планируется достроить. На начало текущего года «Газпром» инвестировал в проект около 300 млрд рублей, план по вложениям на текущий год составляет 278 млрд рублей. Миллер обещал перенаправить газ с Ямала в Китай по газопроводу «Алтай», контракт ожидался в середине 2015 года, но теперь и этот вопрос откладывается, Китай «пересматривает энергобаланс».

В 2011 году Газпром» запустил газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток мощностью до 30 млрд кубометров и стоимостью 467 млрд рублей. По этой трубе «Газпром» снабжает газом и регион, поставки не превышают 6 млрд кубометров. По нему же планировалось поставлять газ в Китай с проекта «Сахалин-3» или на завод «Владивосток СПГ». Но от строительства завода уже отказались, а газ «Сахалина-3» решено направить на расширение действующего на острове завода СПГ. То есть теперь газопровод может оказаться не нужным.

Сланцевая революция заставила «Газпром» отложить освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. «Газпром» указывает убытки проекта в 22,3 миллиарда рублей, к которым стоит добавить еще 59 миллиардов – стоимость строительства двух морских платформ длиной в три футбольных поля каждая.

Эксперты газеты «Ведомости» отмечают, что критические ошибки в планировании и любовь к мегапроектам обошлись «Газпрому» минимум в 2,4 триллиона рублей. Сейчас на Московской бирже столько стоит «Роснефть». На провалившихся проектах обогатились подрядчики: все основные работы на проектах «Газпрома» выполняли структуры Аркадия Ротенберга, Геннадия Тимченко и Зияда Манасира.

Москва, Алексей Усов

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Ямал, Сибирь, Урал, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика, Газпром, Друзья Путина, Европа, Нефть и газ, Финансовый кризис,