Медведев намекнул на прощание с фондами капремонта. Пять интересных фактов для тех, кто платил и платит
Вчера глава кабмина Дмитрий Медведев, выступая на форуме первичных отделений партии «Единая Россия», дал надежду на то, что государство все же откажется от не очень эффективной программы капитальных ремонтов и перейдет на другую практику. Пока же россиянам приходится платить взносы в фонды, причем, если судить по уставам регоператоров, платить, рискуя своими деньгами. В чем риски, разбирался NDNews.ru.
По словам премьера Дмитрия Медведева, государство разрешит кредитовать капремонт – то есть на обновление внутренних систем здания будет выделяться банковский займ на льготных условиях, а жильцы будут также вносить за это плату, только не копить деньги на ремонт, а гасить кредит за уже сделанные работы. «При такой системе часть процентов за этот кредит будет платить государство, то есть частично субсидировать платеж. Жильцам же будет можно как можно быстрее делать ремонт и спокойно платить начисленные им платежи в те же самые сроки, как и ранее, без всякой спешки», – отметил премьер.
Возможно, предвыборный год тоже внесет коррективы в работу программы капремонта, на которую уже сделали ставки самые разные политические движения – и «Справедливая Россия», и «Единая Россия», и ОНФ, что может придать ускорение в пересмотре программы. Так что эксперты всерьез заговорили о том, что в нынешнем своем виде фонды капремонтов могут стать ненужными – с учетом скандалов, которые происходили весь прошлый год в этой сфере в разных регионах России, в том числе – в Свердловской области.
Что же будет с деньгами, уже уплаченными в виде взносов в фонд? И что нужно знать тем, кто продолжает платить?
Взносы – дело добровольное
Имеет смысл открыть устав Фонда капремонта МКД Свердловской области. Документ не особо отличается от уставов других некоммерческих фондов. Законодательство для них примерно одинаково, независимо от того, в какой сфере они действуют – благотворительные ли это фонды по сбору помощи больным детям, фонды ли это, занятые защитой экологии, или фонд, который должен обеспечивать выполнение программы капремонта домов. И, согласно законодательству, отличительной чертой любого некоммерческого фонда является то, что взносы в него – добровольны, а заключить договор с фондом нельзя. Что, как мы знаем, не относится к фонду капремонтов, поскольку обязанность платить прописана в ЖК РФ, а договоры свердловский регоператор высылал около года назад всем жителям региона. Это противоречие двух законов, впрочем, не смущало и не смущает законодателей до сих пор.
Фонд может зарабатывать
В том же уставе прописано, откуда может брать деньги фонд, а, главное, куда их тратить. Это отнюдь не только взносы собственников жилья, которые можно тратить исключительно на закрепленные уставом цели – то есть собственно капремонт. Примечательно, что закон и устав разрешают вести фонду предпринимательскую деятельность, а доходы тратить с той же расплывчатой формулировкой – «для достижения тех некоммерческих целей, для которых они созданы». Фонд может также получать деньги за счет начисления пеней непунктуальным собственникам жилья, может получать деньги за счет накопления процентов банками, в которых открыты счета для аккумулирования взносов, может получать бюджетные субсидии, кредиты, гранты, включая иностранные, и иные средства.
Фонд может тратить
И вот эти-то средства (то есть все, кроме взносов) можно пускать и на иные цели. Например, на административно-хозяйственные расходы. Потребовалась главе фонда новая машина, чтобы ездить в область, – теоретически он может купить себе хоть «Геллентваген», лишь бы сумел обосновать трату попечительскому совету фонда. Логично предположить, что попечительский совет может и возмутиться, к тому же по закону об НКО он должен состоять из незаинтересованных лиц, что не совсем справедливо для совета фонда в Свердловской области.
На что еще можно потратиться? Практически, на все, что угодно, – по уставу же у фонда есть право иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, денежные средства в рублях и иностранной валюте, земельные участки и иное имущество.
Кто за все заплатит?
Свердловская область не сможет, в случае ликвидации фонда, получить ничего из его имущества – по идее, все должно уйти на выполнение обязательств перед теми, кто делал взносы. При этом, если в фонде неожиданно не окажется имущества и денег, чтобы, например, раздать все полученные взносы при ликвидации, расплачиваться будет именно учредитель. То есть бюджет Свердловской области. Иначе говоря – сами жители региона, которые и наполняют казну. Интересная деталь – в законодательстве о некоммерческих фондах сказано, что учредитель не несет ответственности, в том числе – финансовой, по обязательствам фонда. То есть налицо еще одно противоречие устава законам РФ.
Кто за все ответит?
Зато в уставе не прописана ответственность генерального директора фонда. В этом, впрочем, имели возможность убедиться все, кто следят за новостями по теме капремонта в Свердловской области, – множество чиновников и представителей надзорных органов не раз разводили руками, мол, не можем наказать никого за провал программы, потому что ответственности за это никто не несет. Остается только догадываться, зачем была выбрана именно такая форма для регоператора, которая не только вступает в противоречие с действующими законами России, но и позволяет уклоняться от ответственности лицам, возглавляющим фонды.
Екатеринбург, Елена Сычева
© 2016, РИА «Новый День»