AMP18+

Екатеринбург

/

«Волоколамские» точки на Среднем Урале: Екатеринбург, Полевской, Березовский Как нам может аукнуться подмосковный бунт

Прогремевшая на всю страну история волоколамской трагедии, где в результате выброса сероводорода на свалке «Ядрово» отравились десятки детей (а разъяренные родители чуть не порвали в клочья местных чиновников), хочется верить, все-таки заставит представителей власти всех уровней изменить свое отношение к экологически опасным точкам на карте России и требованиям людей, защищающих право уральцев на нормальные условия жизни.

На Среднем Урале таких «волоколамских» точек только за последнее время можно насчитать сразу несколько, «Новый День» представляет дайджест самых известных из них и потенциально опасных для властей всех уровней – от муниципальных до региональных. Особенно если учесть, что порой для решения экологических проблем уральцам приходится прибегать к крайним мерам и жаловаться в самые высшие инстанции.

Екатеринбург: Широкореченский полигон твердых коммунальных отходов

Широкореченский полигон (функционирует с 1960 года, площадь 40,85 га) уже к 2015 году был переполнен мусором (а также ядовитым метаном) практически до отказа. Екатеринбургские власти тогда же объявили о выносе мусорной площадки за пределы города (в Белоярский район), о планах дорогостоящей рекультивации территории и строительстве предприятия по переработке метана в электроэнергию. Прошло почти три года, когда выяснилось, что ничего из обещанного мэрия делать пока не планирует.

Дело в том, что полигон расположен на неразграниченных землях, а значит, находится в собственности региональных властей, соответственно платить за ликвидацию свалки на областной земле городские чиновники – не собираются. Муниципалитет не имеет ни денег, ни полномочий для вывоза мусора с этой территории. Об этом заявил председатель городского комитета по экологии Егор Свалов.

В свердловском мингосимуществе в свою очередь говорят, что министерство не занимается уборкой мусора и пробуют через прокуратуру надавить на руководство города.

Итог: свалка с взрывоопасными мусорно-метановыми запасами – на месте, и жители близлежащих районов продолжают наслаждаться видом и запахами, которые распространяют вокруг себя мусорные кучи размером с 12-этажный дом.

Екатеринбург: свалка ТКО на Химмаше

В конце прошлого года свою порцию известности получила свалка на Химмаше.

«Сегодня, 19 декабря, в 14:50 пожарные завершили работы по проливке тлеющего полигона отходов на улице Черняховского в Екатеринбурге, – сообщили РИА «Новый День» в пресс-службе ГУ МЧС по Свердловской области. – В течение 6 дней пожарные и спецтехника ликвидировали очаги горения и тления мусора. Все эти дни круглосуточно, в условиях низких ночных температур, пожарные производили проливку многометровых залежей, задействовалась спецтехника администрации Чкаловского района. Ежедневно на свалку производился вывоз снега с улиц города».

Полыхающая свалка

Площадь пожара составляла 1000 кв. м, а пожарные боролись с горящей свалкой практически неделю.

Итог: пожар до поры до времени потушен, свалка на месте.

Полевской: криолитовый завод, Северский пруд

Специалисты ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» (Екатеринбург) в прошлом году представили общественности отчет по итогам проверок степени загрязненности Северского пруда. Экспертам удалось установить, что основным загрязнителем Северского городского пруда являются объекты Полевского криолитового завода, чьи отходы влияют на состояние почвы и грунтовых вод. На шламонакопители и отвалы предприятия за его вековую историю были вывезены миллионы тонн фторгипса. Это сыпучее вещество с содержанием серной кислоты, фтора, ряда других элементов.

Отходы криолитового завода

Исследовав пробы, взятые у Северского водохранилища, эксперты пришли к выводу: «Почвы данной территории практически повсеместно относятся к категории загрязнения «опасная» и «чрезвычайно опасная» … Категория загрязнения «опасная» характеризуется увеличением общей заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, нарушениями функционального сердечно-сосудистой системы. Категория загрязнения «чрезвычайно опасная» характеризуется увеличением заболеваемости детского населения, нарушением репродуктивной функции женщин (увеличением токсикозов беременности, числа преждевременных родов, мертворождаемости, гипотрофии новорожденных)».

Итог: отходы продолжают загрязнять пруд, полевчане продолжают жить в «чрезвычайно опасной» ситуации.

Полевской: трубный завод, Штанговый пруд

Как рассказали все в том же 2017 году экологические активисты Полевского съемочной группе РИА «Новый День», на территории города в лес вывозят иловые осадки канализационной очистной станции и содержащие фенол шламы устройств газоочистки сталеплавильных печей. Все эти отходы относятся к веществам IV класса опасности. В больших концентрациях они могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Корреспонденты РИА «Новый День» лично убедились, что на гору, с которой текут ядовитые ручьи, каждые 20 минут заезжают груженые КамАЗы Северской транспортной компании.

Свалка функционирует около трех лет, но заметное воздействие на окружающую среду начала оказывать только прошлой осенью. Сыпучий шлак газоочистки, содержащий ядовитые вещества и представляющий опасность для дыхательных путей, вываливают на гору и затем перемешивают с землей. Рядом складируют иловые осадки – кек, именно они дали начало ручьям, затопившим картодром.

Промсвалка отравляет городской пруд

Кек – отходы четвертого класса опасности, содержащие железо, кадмий, магний, алюминий, свинец, медь, фосфор, мышьяк, никель, цинк. Попадая в грунтовые воды, вредные вещества могут нанести серьезный вред окружающей среде. В дождливую погоду и по весне с вершины горы в расположенный снизу Штанговый пруд устремляются небольшие реки ядовитых стоков. Лес на склоне горы, за пределами полигона, засыхает. Местные охотники рассказывают, что в этих местах раньше проходила миграция косуль и кабанов. Говорят, были случаи, когда косули проваливались в лужу из фекальных стоков и погибали.

На картодроме, расположенном в 150 метрах ниже полигона отходов, под горой, под вопросом проведение соревнований – его территорию заливают маслянистые потоки, ходить и ездить по такому асфальту некомфортно и опасно. Руководители клуба картинга пожаловались в администрацию города на стоки еще весной. Недавно выяснилось, что раз жалоба была устной, то во внимание ее не приняли.

Итог: в воду и почву продолжают попадать ядовитые вещества, полевчане продолжают жить в «чрезвычайно опасной» ситуации.

Среднеуральск: местная птицефабрика

Птицефабрика «Среднеуральская» продолжает загрязнять окружающую среду. Как передает корреспондент РИА «Новый День», предприятие складирует производственные отходы недалеко от собственной территории. Примерно в 50 метрах от фабрики находятся отвалы сухого мусора, а за ними небольшой пруд, заваленный куриными потрохами. По всем признакам, биологические отходы сюда завозят регулярно – рядом с протухшими тушками навалена свежая требуха, на дороге многочисленные следы машин. Вонь от свалки распространяется далеко за пределы озерца и доходит до жителей Верхней Пышмы.

Отходы птицефабрики

«В городе жуткий смрад, дышать нам просто невозможно! Выходим на прогулку с детьми и боимся за наших малышей. У моего сына астма, ему и так сложно дышать, а сейчас он задыхается. Ему надо гулять. А гулять невозможно из-за токсичного запаха», – пожаловалась одна из горожанок в редакцию «Нового Дня».

«Среднеуральская» уже была оштрафована за сброс куриного помета на земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, по результатам административного расследования Россельхознадзора выявлены факты порчи земель в районе поселков Красный и Соколовка из-за свалки отходов фабрики.

Итог: несмотря на многочисленные предписания Россельхознадзора и природоохранной прокуратуры птицефабрика продолжает заваливать биологическими отходами соседние территории.

Поселок Монетный: свалка в 4 тысячи тонн фекального ила

И, наконец, напомним, пожалуй, самый громкий подобного рода прошлогодний уральский скандал, который обсуждался на самом высоком уровне. Речь идет о незаконной свалке в поселке Монетный около 4 тысяч тонн уже упомянутого выше кека – отхода, возникающего при обработке сточных вод, – вывезенного с очистных сооружений Екатеринбурга. Попадая в грунтовые воды, вредные вещества могут нанести серьезный вред окружающей среде. Ситуацию осложняет то, что близ населенных пунктов расположены садовые товарищества, где люди выращивают овощи на ставшей опасной почве.

Жалобы на свалку поступали еще с декабря 2015 года. Отходы были сброшены предприятием НПТД «Чистый город», которое по договору с екатеринбургским МУП «Водоканал» должно было вывезти отходы с Южной аэрационной станции Екатеринбурга на специальный оборудованный для этого полигон. Но кек месяц за месяцем выгружали возле поселков Октябрьский и Первомайский (Сысертский ГО), в поселке Рудный Екатеринбурга и в лесном массиве на 37-м километре Режевского тракта (Березовский ГО).

Еще летом 2016 года СУ СК РФ по Свердловской области возбудило уголовное дело по части 1 статьи 247 УК РФ «Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде». Однако ликвидировать свалку никто не спешил. Лишь в 2017 году эта история получила необходимый толчок.

На медиафоруме в апреле 2017 года Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге, где собрались сотни журналистов со всей России, и принимал участие Владимир Путин, журналист из Березовского сообщил главе государства о свалке опасных отходов. Путин в ответ заявил, что в возникновении несанкционированных свалок, вероятно, виноваты власти муниципалитета. И пообещал проработать проект об увеличении штрафов, чтобы не возникало желания нарушать закон.

«Городские власти и Водоканал наверняка знают, что происходит, но они предпочитают отгородиться от реальности, сняв с себя ответственность и переложить ее на фирму-посредника», – заявил президент. И дело, что называется, пошло. Как тут же отрапортовал директор Водоканала, свалку такого объема можно вывезти за две недели, и хотя на деле решением проблемы сотрудники МУПа занимались полгода, к осени свалка была все-таки ликвидирована.

Итог: свалка чрезвычайно опасных отходов ликвидирована после личного вмешательства президента России.

Екатеринбург, Александр Никифоров

© 2018, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,