Реформа здравоохранения в России привела пока что только к росту летальности в ряде больниц. За 2013-15 гг. в больницах страны было сокращено около 100 тысяч коек. Из-за непродуманных действий коечный фонд оказался несбалансированным, что привело к увеличению числа непрофильных госпитализаций и, как следствие, к росту внутрибольничной летальности.
«В целом по России этот показатель увеличился за год на 2,6%, но это лишь средние цифры. Мы знаем районные больницы, где после проведения непродуманной оптимизации летальность выросла в два раза, например, с 15 умерших в 2013 году до 30 умерших в 2014 году», – говорится в сообщении на сайте фонда независимого мониторинга «Здоровье».
Как отмечает директор фонда Эдуард Гаврилов, в 49-ти регионах рост числа умерших в стационаре произошел на фоне снижения числа госпитализированных больных. В 14 регионах увеличилось число умерших на дому.
Последствия оптимизации в здравоохранении могли бы быть не столь трагичными, если бы одновременно с сокращением коечного фонда развивалось амбулаторное звено медицинской помощи, внедрялись стационарзамещающие технологии, отмечается в сообщении. Но первичное звено не смогло принять на себя возросшую нагрузку: из-за непродуманной оптимизации в 2014 году число посещений поликлиник в стране снизилось на 8 млн. Сроки ожидания консультаций специалистов, диагностических исследований и госпитализации в регионах превышают установленные в 2-3 раза. Известны случаи, когда пациенты умирали в медучреждениях в ожидании приема.
Фонд «Здоровье» подчеркивает, что особенно заметно амбулаторная медпомощь сократилась на селе. «Выезжая в регионы, мы видим, что зачастую ФАПы существуют только на бумаге, фактически не работают и не имеют даже лицензии на медицинскую деятельность», – говорит Гаврилов.
Оптимизация проводилась для того, чтобы заменить более дорогую стационарную помощь более дешевой амбулаторной и сэкономить за счет этого бюджетные средства. Но для этого нужен продуманный план поэтапных изменений структуры медпомощи. Вместо этого наблюдается все возрастающий дефицит медпомощи в государственной системе здравоохранения, место которой постепенно занимают платные услуги в частных клиниках. Неконтролируемый, ползучий рост платности в 2013 году сменился скачком в 25% в 2014 году, и эта тенденция продолжилась в 2015 году.
При этом, вопреки распространенному мнению, финансирование здравоохранения в стране с каждым годом растет. В федеральном бюджете на 2015 году на здравоохранение планировалось потратить чуть менее 372 млрд рублей, на 2016 год – 476 млрд рублей. «Серьезные проблемы в здравоохранении, которые мы наблюдаем, вызваны не нехваткой денег в отрасли, а их неэффективным распределением, неверными управленческими решениями», – подчеркивается в сообщении.
Выходя на реформирование в такой чувствительной сфере, как здравоохранение, Минздрав в очередной раз не позаботился о создании необходимой нормативно-правовой базы. Оптимизацию регулировали только региональные дорожные карты. Минздрав смог сформулировать лишь пять критериев, по которым проводится оптимизация: «Смертность от всех причин (на 1000 населения)», «Число дней работы койки в году», «Средняя длительность лечения больного в стационаре», «Объем средств, полученных за счет реорганизации неэффективных медицинских организаций для повышения зарплаты медицинских работников» и «Обеспеченность врачами в субъекте РФ к 2018 году».
Но в этот список не входит ни один из показателей повышения качества и доступности медицинской помощи, указанных в федеральной программе госгарантий или в госпрограмме развития здравоохранения. Например, «число посещений на 1 жителя в год», «внутрибольничная летальность», «доля умерших на дому», и т.п.
Минздрав не исполнил своих законных полномочий, не утвердив «Требования к размещению медицинских организаций», не проведя расчет необходимых ресурсов для медорганизаций и учет возможных последствий, и, наконец, не обеспечив единую методологию оптимизации. Регионы же, в свою очередь, не провели необходимое территориальное планирование сети медорганизаций.
«Проанализировав статистические данные, мы пришли к выводу, что в ходе оптимизации четыре из пяти утвержденных показателей ее эффективности не были достигнуты. Так, показатель «Смертность от всех причин (на 1000 населения)» в «Дорожной карте» на 2014 году был запланирован на уровне 12,8, а фактически, по данным Росстата, составил 13,1. «Число дней работы койки в году» на 2014 год вместо запланированных 329 дней, по нашим расчетам, составило 320,6 дней», – отмечает Гаврилов. Показатель «Обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения)» составил 39,7 (по плану – 40,2).
Также в 2014 году произошел рост общей смертности до 13,1 на 1000 населения (в 2013 году 13,0). По сравнению с 2013 годом выросли показатели смертности от болезней органов дыхания на 6,2%, от болезней органов пищеварения на 8,4%. Наибольшую озабоченность вызывает рост смертности от прочих причин на 24,4%, поскольку за этим показателем «может скрываться неудобная статистика смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, туберкулеза».
Москва, Зоя Березина
Москва. Другие новости 26.01.16
Второй ямалец умер от свиного гриппа. Роспотребнадзор объявил о предэпидемической ситуации в регионе. / В Крыму зарегистрировано 13 больных «свиным гриппом». / В Магнитогорске все школы закрываются на карантин. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»