AMP18+

Москва

/

Мэрское «вредительство»: отмена маршруток в Москве повысила градус недовольства Сергей Собянин создал «фабрику» по легализации непопулярных решений

В результате решения правительства Москвы об отмене «маршруток» работу потеряли около 10 000 человек, а 1,5 млн горожан лишились быстрого и доступного средства передвижения. Такая ситуация вновь продемонстрировала «вредительство» столичной мэрии, руководители которой организовали настоящую индустрию по легализации непопулярных решений.

Очередная транспортная реформа в Москве началась для многих жителей столицы неожиданно. 14 августа 2016 года. Дмитровское шоссе. На остановке толпа ждет хоть какого-то транспорта. До ближайшего метро – 9 км. На собственной машине после решений департамента транспорта крайне затруднительно пробраться в центр. Наконец, ребенок радостно дернул маму за руку: «Гляди, гляди, наша маршрутка!»

Едем, как обычно – чуть дергано, но зато быстро. Водитель, кажется, азербайджанец – уж очень грустный. Поднимаем глаза и видим приклеенную скотчем бумагу формата А4, где говорится, что 15 августа маршрут №735м будет ликвидирован.

И ведь ликвидировали. И не только №735м, а десятки маршрутов. Тогда хотелось думать, что это либо дурная шутка, либо временная мера – ведь никакой «почвы» для запрета не подготовлено, граждан о готовящемся решении не проинформировали (по крайней мере, ни один из опрошенных «Новым Днем» москвичей не сказал, что знал заранее об отмене). Тот, кто живет вдали от метро или за МКАДом, поймет абсурдность решения властей – нагрузка в совокупности на наземный общественный транспорт и так крайне велика, и отсутствие «маршруток» можно приравнять к перекрытию кислорода.

Прошел почти месяц. Москвичи безуспешно пытаются приноровиться к транспортным неудобствам. При этом многие, кто сейчас толпится на остановках в ожидании общественного транспорта, еще не верят, что это навсегда, поскольку в редкий автобус способны протиснуться далеко не все, кто его с нетерпением ждет.

Кому помешал самый быстрый и доступный вид наземного городского общественного транспорта? Неужели периодические жалобы на «неаккуратность вождения» и этническую принадлежность водителей «маршруток» стали поводом для реформ?

Для начала уточним, что «маршруточники» – это частные перевозчики, ИП. Это малый бизнес, и, как известно, деньги они получают наличными. По одной из версий, властей сильно не устраивала их деятельность – убедить их перейти на безналичную систему с валидаторами не удалось, после чего было решено расправиться радикальным и проверенным методом – просто запретить.

В сентябре 2015 года, как сообщал «Новый День», журналистам продемонстрировали новые синие автобусы и «маршрутки». Красивые – допустим. С видеокамерами, кондиционерами, валидаторами – да. Но вот только их катастрофически не хватает. На Дмитровском шоссе их просто нет. Тогда, в 2015 году, в департаменте транспорта обещали, что для москвичей ничего не изменится, а станет даже лучше после отмены устаревших «маршруток». Но в реальности получилось наоборот.

Как справедливо сказал сегодня на пресс-конференции лидер движения «Стопхам» Дмитрий Чугунов, заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в послужном списке которого – платные парковочные зоны, и неадекватные штрафы, и крайне дорогостоящие «услуги» эвакуаторов, уже порядком «утомил» горожан своими инициативами.

«Если бы частные компании согласились бы на прозрачную систему оплаты, проблем никаких не было бы. Вопрос в том, к сожалению, что власти Москвы (как часто бывает) в своей попытке все решить быстро, забыли о последствиях и не подготовили почву… Должна быть конкретная ответственность конкретных чиновников, которые поставили людей в ситуацию, когда они не могут добраться из пункта А в пункт Б. И эта ответственность должна быть как административная, так и уголовная», – считает Чугунов.

По его словам, пересаживаться на общественный транспорт – хорошая идея, если для этого созданы условия. «Если сейчас сбудется мечта Ликсутова и хотя бы 10% автомобилистов пересядет на общественный транспорт, наш общественный транспорт умрет. Особенно метро – просто люди не смогут туда войти. Нужно бояться своих желаний», – отметил лидер «Стопхама».

Председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов обратил внимание на тот факт, что люди не помещаются в новые синие «маршрутки» и автобусы. По его оценке, идти на такое накануне выборов – не лучший вариант для чиновников.

«Они [перевозчики прежних маршруток] не ожидали, что правительство пойдет на такой непопулярный шаг, тем более перед выборами. Я тоже считаю, что это немножко несвоевременно было сделано. Нужно было время для подготовки, чтобы обновить состав, купить новые маршрутки», – сказал Соколов.

По его словам, если по каким-то причинам произойдет авария в метро, люди попросту могут не добраться домой или на работу на наземном транспорте.

Между тем, на беде граждан пытаются нажиться «бомбилы», которые дежурят у остановок и берут 100-150 рублей за проезд до метро. Неудивительно и то, что в условиях катастрофической нехватки общественного транспорта на дорогах Москвы появляются нелегальные «маршрутки».

«Это бизнес, настоящий бизнес… Граждане выбирают то, что быстрее. И, в сущности, формируется новая теневая структура, которая забирает деньги. Одну убрали, появилась вторая», – пояснил Соколов.

Немаловажно и то, что некоторые категории граждан вынуждены отказаться от проезда на общественном транспорте. Например, инвалиды попросту не могут ехать в тесных условиях.

Кроме того, проблематично стало добираться до таких жизненно важных пунктов, как больницы. По словам члена Общественной палаты РФ, президента Центра социальных и политических исследований Георгия Федорова, добраться от станции метро «Семеновская» до больницы №36 стало почти невозможно, потому что отменили маршрут №452. «Определенное количество времени люди – инвалиды, больные… не знаю, как они добирались до этой больницы», – сказал он, добавив, что один из москвичей, ожидая транспорт, чуть не умер из-за инфаркта.

По мнению Федорова, замену частных «маршруток» на государственные надо было выполнять постепенно, предварительно запустив необходимое количество транспорта. Эффективнее было бы проводить проверки, аудит перевозчиков, в крайнем случае штрафовать или отзывать лицензию. «Но это надо делать постепенно, эволюционно, а не такими запретительными странными мерами», – считает Федоров.

При этом он не исключил, что цены за проезд теперь могут вырасти, а финансовые потоки пойдут «не туда». «Параллельно надо будет еще посмотреть, куда эти финансовые средства от «маршруток» будут направляться, потому что мы помним все эти вопросы с парковками, с теми оффшорными компаниями, куда деньги уходили, со скандалами с Дептранспорта и Ликсутовым», – добавил Федоров.

«Монополизация всегда приводит к тому, что рано или поздно нарушения появляются. Что, срочно были нужны деньги? Я не скажу, что это вредительство – я не конспиролог. Но мне странна позиция московских властей, которая в кратчайшее время ухудшила состояние десятков тысяч, а может, и миллионов человек», – подчеркнул Федоров.

Между тем, как считает глава муниципального округа Таганский Илья Свиридов, в текущих условиях такие меры вполне справедливо назвать «вредительством». Он отметил, что ежедневно 1,5 млн москвичей пользовались «маршрутками», а после ликвидации частных перевозчиков работы лишились около 10 000 человек.

По его словам, полноценной альтернативы при этом не предоставлено. «Где новые маршруты, где новые автобусы, троллейбусы? Ничего этого нет. Наоборот, мы слышим, что они хотят отнять троллейбусные маршруты… Сегодня надо признать, что это очередная провальная инициатива Дептранса», – подчеркнул Свиридов.

Участники пресс-конференции пришли к выводу, что в данной сфере монополизм пока оборачивается сплошными проблемами. По мнению Федорова, москвичам следует консолидироваться и начать активные протесты против запрета «маршруток».

«Начиная с акций протестов в рамках закона РФ уличного характера, петиций, обращаться к депутатам Госдумы, членам Общественной палаты, мэрии, писать куда возможно, чтобы количество недовольных было как можно больше. У нас, к сожалению, московские власти сделают непопулярный шаг – и смотрят. Если никакого сопротивления нет, то удовлетворенно потирают руки – никто же не протестует!» – прокомментировал он.

В целом проблема диалога граждан со столичными властями остается крайне актуальной. По выражению Федорова, налицо «целая индустрия по легализации непопулярных решений мэрии Москвы».

Как отметил Чугунов, «на протяжении двух лет любое взаимодействие с московской властью наталкивает на мысль, что это абсолютно закрытая структура, которая живет своей жизнью».

Стоит отметить, что постепенно москвичи активируются. Большинство горожан вернулось из отпусков и, столкнувшись с транспортными неудобствами, начали готовить первые петиции на Change.org с требованием вернуть маршрутные такси в конкретные районы. Пойдет ли мэрия столицы навстречу хотя бы постфактум, увидим. Возможно, когда с наступлением холодов станет труднее ждать автобусов по 15-20 минут и добираться до метро целый час вместо привычных 10 минут, москвичи более активно выступят против очередного непопулярного и необдуманного решения правительства Сергея Собянина.

Москва, Софья Метелкина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Выборы, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика, правительство Москвы, Федоров Георгий,