Представители мусульман, иудеев и буддистов не пришли в восторг от попыток РПЦ внедрить обязательное православное образование в школах с 1 по 11 классы. По словам представителей разных культур, эта инициатива РПЦ неизбежно разрушит хрупкое межконфессиональное равновесие в образовании, которого удалось добиться после десяти лет споров. Минобрнауки следует либо ввести полные курсы по всем религиям по выбору учеников, либо сохранить статус-кво в виде двухгодичного факультатива с возможностью изучения только светской этики.
Представители ключевых российских конфессий осудили попытку РПЦ нарушить религиозный баланс в стране и грубо вмешаться в систему светского образования. Иудеи, мусульмане и буддисты опасаются, что одобрение программы будет означать фактическое введение одиннадцатилетнего школьного курса православия, и призывают авторов программы «не раскачивать лодку» и не отбрасывать межрелигиозный диалог почти на десятилетие назад – к началу споров о введении в школах курса основ религиозной этики и культуры.
Напомним, на днях стало известно, что Минобр предложил ввести в средней школе полный, одиннадцатилетний курс «Основы православной культуры». Сейчас ОПК изучается только в 4 и 5 классах, причем школьники и их родители могут выбрать любой конфессиональный уклон или отказаться от религиозного образования, выбрав курс основ светской этики. В РПЦ и Минобре пожелали, чтобы изучение православия стало базовым школьным предметом, наряду с русским языком и математикой (лишь эти дисциплины изучаются все 11 классов).
О том, что Минобрнауки ведет совместную работу с отделом религиозного образования и катехизации по составлению проекта примерной программы по курсу «Православная культура», в январе 2016 года сообщила первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. По ее словам, курс может быть рекомендован школам после рассмотрения проекта экспертами.
В феврале на архиерейском совещании патриарх Кирилл заявил, что РПЦ направила в Минобрнауки предложение по расширению школьного курса основ религиозных культур и светской этики с 2017 учебного года. Через полгода проект был готов: предварительная версия программы по учебному предмету «Православная культура» для школьников с первого по одиннадцатый класс на днях была направлена Российской академией образования (за подписью председателя РАО, филолога Вербицкой) на экспертизу в российские вузы, в частности в Московский городской педагогический университет.
РПЦ, Минобр и РАО считают, что школьникам 11 лет должны преподаваться такие темы: «Нравственные принципы и нормы в православной культуре», «Христианская семья», «Грех и его последствия в жизни человека, семьи, народа, общества», «Искупление». Авторы программы утверждают, что программа разработана с учетом Конституции РФ, федерального закона «Об образовании» и «Стратегии развития воспитания до 2025 года».
Представители основных российских конфессий осудили желание РПЦ с помощью админресурса добиться монополии православия, в том числе через школы. Буддисты, иудеи и мусульмане заключили, что школьное образование либо должно остаться светским, либо теологам и педагогам придется разрабатывать альтернативные курсы по всем четырем основным российским религиям.
В противном случае неизбежны религиозные волнения и рост сепаратизма в регионах, где православию далеко до доминирования. «В случае одобрения курс может спровоцировать раскол общества... В таком виде предложение может спровоцировать противостояние в регионах» – приводит «Коммерсант» мнение постоянного представителя Буддийской традиционной сангхи санжай-ламы Андрея Бальжирова.
Вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган считает, что другим традиционным религиям необходимо включиться в процесс создания учебных программ и написания учебников: «Если есть два-три ученика, которые хотят изучать иудаизм, мы должны дать им эту возможность, никто, кроме нас, не будет писать таких учебников, все в наших руках».
Другие раввины не соглашаются с Коганом: для сохранения баланса и полноценного развития общества лучше избегать внедрения религиозного образования в государственных школах. «Само по себе это предложение – троянский конь. Из проекта следует, что будут учить православию, а не православной культуре. Мы должны учить детей видеть полную картину мира, чтобы они могли конкурировать в глобальных рынках, а не делать так, чтобы они залезли под одеяло и ничего не хотели знать! В школе вообще не надо учить детей какой-либо религии за счет бюджетных средств», заметил «Ъ» президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер.
Первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов напомнил, что дискуссия о введении в средней школе элементов религиозного образования крайне остро велась почти десятилетие, и только в последнее время был найден компромисс. Новая идея Минобра и РПЦ может перечеркнуть результаты многолетней работы по налаживанию межконфессионального диалога. По словам представителя мусульман, новый проект программы провоцирует новый виток острой межконфессиональной полемики: «Непонятно, кому и зачем вновь понадобилось раскачивать лодку, отбрасывая процесс межрелигиозного диалога почти на десятилетие назад».
Процедура внедрения новых образовательных программ многоступенчатая. И судя по схеме, представленной «Ъ», программа одиннадцатилетнего изучения православия прошла большую часть внутренних согласований: до ее внедрения в школы остались лишь несколько формальных процедур:
Разработчики новой учебной программы сначала направляют проект на экспертизу в советы при Минобрнауки. После получения положительного заключения совета проект направляется в учебно-методические объединения, создаваемые при органах исполнительной власти. За разработку и оценку программ для школьного образования отвечает Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию Российской академии образования (ФУМО). ФУМО также проводит экспертную оценку проекта программы во внешних организациях, например, в Московском городском педагогическом университете. После получения положительных экспертных заключений программа включается в реестр примерных образовательных программ Минобрнауки. Сведения реестра являются общедоступными для всех организаций Минобрнауки. При составлении учебного плана школы ориентируются на тематическое содержание курса и количество отведенных на его изучение часов, указанных в примерной программе.
Проект внедрения 11-летинего курса православия в средних школах до конца августа проходит экспертную оценку во внешних организациях, например в профильных вузах. Напомним, что о существовании этого проекта стало известно как раз после того, как ректор МГПУ Игорь Реморенко выложил в Твиттере фото оглавления тестовой версии программы и письма президента РАО Людмилы Вербицкой. То есть даже о последнем этапе работы над программой стало известно лишь случайно. В Минобре и РПЦ фактически решили поставить общество перед фактом: с 2017 года светское образование в школах отменяется.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 28.07.16
На Урале экстремалы на квадроциклах ради селфи губят засеянные поля. / В Свердловской области в разы увеличились объемы капремонта: уже готовы 277 домов. / Городские власти и полиция придумают, как Екатеринбургу не стать второй Ниццей. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»