Министерство экономического развития опубликовало проект «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Документ является реализацией принятых до этого закона (2014 г.) и постановления правительства (2015 г.), направленных на развитие территории РФ, а конкретно – на «совершенствование системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил». Результатом выполнения Стратегии должно стать «развитие человеческого капитала, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, национальная безопасность страны».
Напомню, 2014-2015 – это годы, когда правительство сделало ставку на «импортозамещение» западной продукции и развитие собственной промышленности в ответ на осуждение Западом конфликта с Украиной и принятие первых санкций. Мол, мы и сами в состоянии обеспечить себя всем необходимым, санкции нам не страшны, они только стимулируют нашу экономику. И вот, не прошло и трёх лет, как появился этот план.
Но за это время обстановка существенно изменилась, а идея импортозамещения полностью провалилась: оказалось, что российское производство не в состоянии создавать продукцию западного качества и не может обеспечить ни достаточного её количества, ни соответствующего разнообразия. Проблемы обнаружились во всех отраслях – от производства продуктов питания до космических ракет. Ни простые, ни сложные товары не становятся конкурентами западных даже на внутреннем рынке. Из-за этого приходится вводить «контрсанкции» – чтобы население покупало отечественную продукцию хотя бы за неимением лучшего.
И если раньше, допустим, в 2014 году, можно было предполагать, что правительство добросовестно заблуждается насчёт потенциала российской экономики, то к сегодняшнему дню никаких иллюзий у него быть в принципе не может. Всё уже ясно. Без интенсивного сотрудничества с западными компаниями, например, без поставок материалов и комплектующих, российское производство полностью недееспособно. Уже поэтому план, предложенный Минэкономразвития, можно считать устаревшим.
Кроме того, он и в самой основе архаичный, по сути советский в подходе к управлению процессами в стране. По своему размаху он выглядит так, как будто до сих пор существует единая система социалистического хозяйствования, подчинённая Госплану, который планирует решать задачи в рамках очередной пятилетки.
Например, в Стратегии перечисляются проблемы, которые нужно решить: недостаточное количество центров экономического роста, плохие дороги и коммуникации, старение населения, устаревшее, неэффективное производство и отсталые технологии, межрегиональная разница в качестве жизни населения, плохая экологическая ситуация и т.д.
Это – размах, обозначение задач, стоящих перед правительством. Логично ожидать, что дальше в своём документе Минэкономразвития описывает, что оно собирается со всем этим делать. Но министерство ничего конкретного не предлагает. Стратегия сводится к тому, что недостатки надо бы исправить: число центров экономического роста увеличить, дороги улучшить, производство и технологии обновить и т.д. А как это сделать, министерство не знает.
И это понятно: для выполнения такого плана силами государства нужно, чтобы все предприятия, все ресурсы, вся территория находились в государственной собственности. Например, если говорить о системе расселения, то есть экономически более рациональном размещении населения как «производительных сил», то это, кроме прочего, подразумевает и масштабное жилищное строительство по всей стране. А такое возможно только в социалистических условиях. В сегодняшней реальности возникают вопросы, на которые нет ответа: кто будет строить заводы, кто будет строить жильё, кто будет выравнивать качество жизни в регионах? Если всё это делать собирается правительство, то, конечно, оно должно предложить разумное решение. Однако в нынешнее время оно не имеет возможности заниматься созданием промышленности и строительством жилья, поэтому и предложить ничего не может.
Социалистический вариант преобразований невозможен уже потому, что в правящем слое нет желающих вернуть своё имущество государству в общенародную собственность. Для этого нужна новая социалистическая революция, а правящий слой, конечно, ничего такого делать не собирается.
Другой вариант – создание корпоративного государства по типу Италии времён Муссолини. Однако это тоже предполагает инвестирование значительных средств в экономику и социальную инфраструктуру страны. И тоже не наш случай.
Правящий слой существует отдельно от страны. У него свои планы и задачи, которые никак не связаны с жизнью России. Поэтому никакой настоящей стратегии развития страны у него нет и не может быть: для этого требуется общая – общенациональная – цель, а её нет.
План Минэкономразвития не демонстрирует ни амбиций, ни энтузиазма, поскольку его разработчики наверняка понимают, что на самом деле он никому не нужен и никогда не будет осуществлён. Министерство просто выполнило свою работу, ни на что большее не рассчитывая. Методологически план ничего нового не содержит: это рамочный документ. Он предполагает, что конкретику будут писать региональные органы власти, а центр будет осуществлять общее руководство этой работой. Далее, если какие-то идеи будет решено осуществить, федеральный бюджет выделит средства, если они будут. И в этом тоже нет ничего необычного, так всегда и делали.
Практические предложения сводятся к разделению страны на 14 регионов – по числу крупных городов (свыше 1 млн. жителей), которые должны стать локомотивами экономического развития – и сосредоточению их деятельности на наиболее перспективных экономических направлениях. Роль государства, по плану, заключается в финансовой поддержке из федерального бюджета, предоставлении дотаций, налоговых льгот, преференций. Это тоже стандартная практика. И задачи, которые министерство планирует решать, тоже описываются стандартно-бюрократически: «повышение конкурентоспособности», «развитие эффективных экономических специализаций», «ускорение экономического роста», «социально-экономического развития перспективных центров экономического роста» и так далее – без подробностей (но тут подробности и не нужны: эти процессы по своей сути бесконечны, чем и удобны для бюрократии. Можно повышать и ускорять десятилетиями). В общем, план выглядит обычной бюрократической отпиской, не предполагающей реальной работы на результат.
И есть одна, принципиальная, причина, из-за которой даже такой план не будет принят ни в коем случае. И этой причиной является как раз потенциал Стратегии, или скорей намёк на него. А именно: если представить, что Стратегия будет успешно реализована, то, согласно ей, в стране возникнет 14 мощных самодостаточных регионов. И в этом случае неизбежно возникает вопрос: если они могут быть самостоятельными, то зачем им Центр? Он делает для регионов что-то полезное? Нет. Он только выкачивает из них средства. Если бы он действовал как, например, Вашингтон, федеральный центр США – то есть занимался бы внешней политикой и определял общие положения внутренней политики страны – то в этом и было бы польза. Но от российского Центра и от проводимой им внешней политики, как и от внутренней – всей стране только одни неприятности и неудобства. А, значит, регионы, став мощными и самодостаточными, могут не захотеть терпеть диктат центральной власти и либо отделятся, создав независимые государства, либо ограничат полномочия Центра до уровня, который их устроит.
Такая перспектива не может нравиться Центру, и, значит, он не допустит развития событий в этом направлении. Но в таком случае весь план, представленный в Стратегии Минэкономразвития, вообще теряет смысл. Не будет ни «повышения конкурентоспособности», ни «ускорения экономического роста», ни «социально-экономического развития». Регионы так и останутся слабыми и зависимыми от федеральной власти.
Почему в России нельзя сделать как в США? Центр не заинтересован в том, чтобы дать самостоятельность регионам, увеличить их права, потому что страна продолжает существовать, опираясь на имперский принцип: эксплуатация колоний метрополией. На сегодняшний день Центр остаётся метрополией, а регионы – его колониями. При отказе от этого принципа метрополия потеряет доходы, а это огромные суммы. Кроме доходов от нефти, газа, металлов и иных ресурсов, Центр получает и другие средства, например, от предприятий, работающих в регионах, но зарегистрированных в Москве (то есть налоги и прибыль уходят из регионов туда). И даже значительная часть региональных авиаперевозок осуществляется через Центр (в Стратегии об этом тоже упоминается: «Сохраняется крайне высокий уровень централизации авиационных перевозок на Москву»).
Гигантские средства, которые со всей страны стекаются в федеральный бюджет, и которые можно расходовать бесконтрольно, дают возможность исполнять любые свои желания и планы. Это удобно и приятно. Жизнь, как в сказке. Предоставив регионам большую самостоятельность, правящий слой всё это потеряет. Поэтому он ни за что на это не согласится.
Из всего этого следует фундаментальный вывод: нынешнее устройство страны принципиально противоречит целям её существования. Сколько бы правительство не объявляло реформ и не публиковало планов развития, ничего из этого сделано не будет: любые полезные преобразования в стране ухудшают положение власти и грозят ей гибелью. Пока есть силы, власть будет защищать и сохранять существующее положение.
Челябинск, Сергей Ясинский
Челябинск. Другие новости 11.09.18
В Троицке задержали подозреваемого в хищении 700 млн из бюджета. / Горячую воду летом разрешат отключать максимум на 3 дня. / В Челябинске экс-полицейский получил срок за нападение на байкера. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2018, РИА «Новый День»