«Новый Регион» предлагает читателям очередной материал, посвященный криминальному прошлому столицы Среднего Урала. Речь пойдет о первом громком заказном убийстве, запечатленном в архивных документах, сюжет которого достоин детективного романа. Преступление было настолько резонансным, что к его расследованию приложил руку сам Николай I, а изобличать преступников пришлось уральскому «Шерлоку Холмсу».
Как передает корреспондент «Нового Региона», в числе зарубежных специалистов, которых в XIX веке манили богатые залежи золота и драгоценных камней, на Средний Урал незадолго до войны 1812 года приехал англичанин Осип (Джозеф) Меджер, ставший одним из главных механиков уральского Горного правления. Талантливый конструктор и изобретатель строил паровые машины собственной модели, а затем основал в Малом Истоке близ Екатеринбурга механическую золотопромышленную фабрику (невиданный для России до этого объект), где стал обучать русских мастеров. Здесь в 1824 году нашли россыпное золото невероятной пробы, а позже и первые русские алмазы. Золотые россыпи сделали Меджера сказочно богатым человеком и одновременно добавили ему врагов.
Убийство из корысти
Утром 19 апреля 1831 года, в первый день пасхальной недели, обитатели дома Осипа Меджера (располагался в истокской заимке) стали свидетелями страшной картины: хозяин лежал на полу у дверей своей гостиной с проломленной головой. У окна комнаты находилось тело убитого караульного Ивана Стенина. Злоумышленники похитили почти два пуда (около 32 килограммов) золота стоимостью более 80 тысяч рублей.
Узнав об убийстве Меджера, сам государь Николай I высочайше повелел «приложить все возможные старания к открытию виновных», рассказывают в музее истории Екатеринбурга. Для расследования резонансного преступления было сформировано несколько следственных групп с участием прибывших из российской столицы сыщиков. Одной из таких руководил уральский «Шерлок Холмс» – главный лесничий уральских заводов Иван Иванович Шульц.
Из описания места преступления, составленного Шульцем: «в комнатах замечено было: в буфете бывшие там графины, бутылки и штоф в беспорядке <…> в гостиной и зале для умывания ящики выдвинуты и все лежащее в них было в беспорядке выброшено на пол <...> под кроватью тоже все было перерыто и в беспорядке, в зальной комнате найдена вещь, вероятно, оставленная убийцей». Этой вещью оказалась пешня – короткий металлический ломик с деревянной рукоятью. Однако по одному этому предмету вычислить убийцу было проблематично.
Жажда наживы
В результате следователям помог случай – один из воров не выждал нужного времени и попытался продать краденое золото. Этим человеком оказался Нестор Пикулин, который на первом же допросе во всем признался и выдал подельников.
Из показаний Никулина: «В Великом посту ныне прошедшего года, но на которой именно неделе не упомню, бывший я в доме купца Петра Дмитриевича Маряныча. Он соглашал меня сделать похищение золота у г. Меджера, сказывая, что у него на сей случай люди уже готовы».
После арестов, очных ставок и обысков, проведенных Шульцем, подноготная злодейского убийства стала ясна. Вместе с Никулиным на дело пошли мещанин Жуков и двое мастеровых с Верх-Исетского завода – Дружинин и Рыков. Вооружившись пистолетами, пешнями и ломом, четверка на двух лошадях прибыла на заимку Меджера. Пока Рыков убивал караульщика, Никулин выставил в доме окно. В первой же комнате преступники обнаружили бутылки со спиртным и стали пить. Поднятый шумом с постели хозяин из коридора задал сердитый вопрос «Что там за шеловеки!». Отворив дверь, он лишь успел вымолвить «Что вам надо?» и получил удар по голове от Рычкова. Обыскав комнаты и отыскав запасы золота, преступники отправились в Екатеринбург делить добычу.
Хитрый план
При этом озвучиваются и другие подробности задумки убийства Меджера, которые отбрасывают тень на саму жертву. По словам исследователей, Осип и убийцы были хорошо известны друг другу, поскольку все они проходили по делам Троицкой комиссии, расследовавшей несколькими годами ранее массовую торговлю краденым золотом на Южном Урале.
Следствие тогда не смогло доказать виновность многих подозреваемых и они были отпущены «с сильным подозрением». По сведениям из открытых источников, после Меджер нашел легальный способ заработать большие деньги, однако из поля зрения своих «деловых партнеров» не выпал. Один из них, Марянич, почти три года вынашивал планы убийства преуспевающего золотопромышленника. Все было учтено, рассчитано и не предполагало осечки. Он собрал деньги на скупку большой партии драгоценного металла, нашел канал сбыта в лице местного мещанина Василия Верходанова, подобрал две бригады «киллеров». План был таким: некие люди по его наводке выкрадывают у Меджера золото, затем одну часть они прячут, а другую продают по дешевой цене Маряничу, тот уступает металл «в долг» Верходанову, который должен отвести ценности в Казань или Петербург. В результате убийцы имеют наличные деньги, а Марянич и Верходанов приличный барыш (до 100 %) от разницы покупной и продажной цены. Но один из воров организатора подвел и попытался сбыть свою долю другому покупателю (затею с подставным перекупщиком также организовал расследовавший дело Иван Шульц). В результате следователи накрыли всех, кроме Верходанова, с крупной партией «засвеченного».
По всем губерниям России были разосланы его приметы, с указанием при первой же встрече задержать перекупщика. Текст ориентировки, кстати, был примечательным, он демонстрирует уровень следствия того времени: «...волосы и брови русые, глаза карие, нос посредственный, рот обыкновенный, подбородок круглый, лицо бело, борода небольшая светлорусая, от роду имеет 28 лет» (каждый второй, по сути, подпадает под это описание – прим. «НР»). Тем не менее, Верходанова поймали – он успел добраться до Петербурга.
Вместе с другими участниками преступления его отдали под суд. В том числе, наказание понес и организатор убийства. Купца Петра Дмитриевича Марянича ожидало бесславие: преступника принародно секли плетьми, клеймили и сослали на каторгу в Сибирь. Исполнители убийства пытались бежать из тюрьмы, но были задержаны.
Для справки: с 1804 по 1817 год берг-гауптман Меджер построил как минимум восемь паровых машин (шесть на – Богословском и Екатеринбургском казенных заводах, и две на – частных производствах). Однако в целом их качество было признанно не очень высоким. Тем не менее, он вошел в историю как родоначальник уральского машиностроения, человек, первым построивший на территории России при медеплавильных печах паровую установку. В Эрмитаже имеется даже соответствующая медаль, на которой выбито «Первая огненная машина в Сибири начата строиться с апреля, а в действие приведена в августе 1804 года».
Помимо этого, Осип Меджер придумал золотопромывальную машину – «бочку», которая использовалась на Березовских промыслах и приисках Нижне-Тагильских заводов. Однако и она была подвергнута критике, в частности, со стороны известных изобретателей эпохи Демидова – братьев Черепановых. После гибели Меджера на Урале не стали копировать его «бочку», а применяли собственные устройства. Но многие другие меджеровские механизмы серьезно упростили жизнь рядовым уральцам и промышленникам и стали основой для бурного развития техники.
Фото сделаны в музее истории Екатеринбурга.
Ссылки по теме:
«Чекисты выбрасывались из окон НКВД после пыток», – письмо силовиков из свердловской тюрьмы Сталину (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XI >>>
«Расстрельные списки» Уральского повстанческого штаба/Как чекисты фабриковали дела – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ X (ФОТО) >>>
Вездеход «Жук», падение на параде и любимый русский вальс – приключения маршала Жукова на Урале / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IX >>>
Как разоблачали на Урале сбитого американского летчика-шпиона (ФОТО, ВИДЕО) / Воспоминания сотрудников КГБ, – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VIII >>>
Неизвестный уральский автограф Максима Горького (ДОКУМЕНТ) / Спецпроект «Архивные дела» ко дню рождения писателя, ЧАСТЬ VII >>>
«Дела сегодняшних дней напоминают мне 37-й год», – интервью с подполковником ФСБ в отставке Владимиром Киеней (ФОТО) / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VI >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ V: дело Светы «Солнышко» (ФОТО) / Расследование убийства и изнасилования девочки, повергшие в шок уральцев >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IV: «рисованная» статистика, «гламурные» следователи и освистанный Сорбонной Бастрыкин >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ III: самый молодой маньяк в истории СССР, пойманный на Уралмаше (ФОТО) >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ II: милиционеру, представленному к ордену посмертно, вручили награду лично (ФОТО) >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ I: зверское убийство еврейской семьи (ФОТО) / «Милицейский Гагарин», загадочные сокровища иудеев и лжечекисты >>>
Одно из первых громких заказных убийств на Урале – изобретатель и золотопромышленник Осип Меджер был убит из-за золота
Преступники явились к нему домой, в истокскую заимку. И проломили Меджеру голову.
Машина использовалась на Березовских промыслах и приисках Нижне-Тагильских заводов. Но после смерти Меджера ее применять перестали.
Екатеринбург, Игнат Бакин
Екатеринбург. Другие новости 10.10.14
Под государственным оком – Необычный взгляд на новости Максима Смагина (ФОТО). / Осужденные Кировградской ВК сняли мультфильм о том, как правильно себя вести в колонии (ВИДЕО). / На Среднем Урале оценили работу руководства муниципалитетов: Новоуральск получит 12 млн. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».