Позиции Медведева пошатнулись: Путин начал кастинг «премьеров» Глава государства занялся переформатированием элиты
Президент РФ Владимир Путин начал переформатирование элиты, в результате чего общее влияние «Политбюро 2.0», в которое входит ближайшее окружение главы государства, пошло на спад. Как следует из нового доклада коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг», один из ключевых аспектов – кадровые перестановки и кастинг потенциальных кандидатов на пост премьер-министра.
Как отмечается в исследовании, последние кадровые перестановки призваны снять намечавшийся конфликт между членами «Политбюро 2.0», работающими в Кремле и правительстве РФ. О перегруппировке сил свидетельствуют уход в действующий резерв ряда ярких представителей «старой гвардии» Путина, а также активизация антикоррупционной повестки и более активное использование её во внутриэлитной борьбе, которая становится все более очевидной и публичной.
Авторы доклада обращают внимание, что к факторам, влияющим на обострение внутриэлитной конкуренции, можно отнести, прежде всего, сокращение ресурсной базы, обновление идеологии и отработка новых технологий аккумулирования и перераспределения ресурсов, приток которых в годы экономического роста и позволил сформироваться нынешнему неформальному коллективному институту управления в виде «Политбюро 2.0».
Повышенная внутриэлитная конфликтность связана, в том числе, с внешним давлением Запада, а также с предстоящими выборами президента РФ и неизбежным после них «распределение призов», в том числе постов в правительстве, включая пост премьер-министра, и руководстве крупных корпораций.
«Политбюро 2.0» теряет влияние
Как считают авторы доклада, общее влияние «Политбюро 2.0» к концу 2016 года ослабло, в первую очередь за счёт выпадения из него двух ранее влиятельных участников – экс-главы кремлевской администрации Сергея Иванова и миллиардера Геннадия Тимченко и демонтажа двух ранее сложившихся неформальных тандемов: Иванов – Сергей Чемезов (глава корпорации «Ростех»), а также близких к Путину бизнесменов Юрия и Михаила Ковальчуков – Тимченко. Однако это ослабление было частично компенсировано за счёт вовлечения в состав «Политбюро 2.0» новых игроков второго плана.
Закономерно усилилось влияние бывших участников элитных тандемов – Чемезова и Ковальчука, олицетворяющих два идеологических полюса – «распределительную коалицию» и «коалицию новой модернизации», отмечают эксперты.
Чемезов увеличил значимость в связи с консолидацией военно-промышленного комплекса на фоне роста внешней напряжённости. Его группа сыграла роль кадрового ресурса для президента (назначения в администрации президента и глав регионов), а также продолжает экспансию в другие сектора экономики – фармацевтика, энергетика и т.д. Между тем, как отмечают эксперты, его чрезмерное усиление может стать поводом для «выравнивания ресурсов» со стороны президента. Общая уязвимость лидеров госкорпораций и «старой гвардии» также может сыграть свою роль.
В то же время группа Ковальчуков представляет собой влиятельный альтернативный интеллектуальный центр «путинского призыва», разрабатывающий свою концепцию продолжения ранее отложенных экономических реформ. В составе этой коалиции выделяются кроме Юрия и Михаила Ковальчуков («Газпромбанк», ФАНО, ЦСР), Алексей Кудрин и Герман Греф, которые получили поддержку после назначения в администрацию президента Сергея Кириенко.
Как считают авторы доклада, в целом Путин пытается обновить состав правящей элиты и тестирует выходцев из различных слоёв. В этом числе молодые технократы, карьерно выросшие в действующей бюрократии и часто по генезису связанные с кем-либо из членов «Политбюро 2.0». В этой связи показательным может являться назначение на пост главы администрации президента Антона Вайно.
Как считают эксперты, в кадровых назначениях можно заметить тенденцию на обеспечение представительства разных групп влияния, уравновешивающих друг друга. При этом «ветераны», уходящие со значимых позиций, не выпадают из обоймы президента, а получают новые, менее статусные позиции (как правило, предполагающие контрольные функции), в рамках которых при определенных условиях могут снова усилиться. Это можно отнести к бывшим членам «Политбюро 2.0» Иванову и Тимченко, которые в силу личных причин перешли в статус «свободных агентов». Между тем у Иванова как спецпредставителя президента обозначился достаточно широкий круг полномочий (в том числе неформальное кураторство министерств транспорта и природных ресурсов), а Тимченко продолжает обладать серьезным финансовым ресурсом и региональной клиентелой.
Путин не хочет оказаться заложником окружения
В настоящее время, как считают эксперты, можно наблюдать нежелание главы государства становиться заложником своего окружения, следствием чего является его стремление самостоятельно, на конкурсной основе, формировать свою предвыборную коалицию поддержки и будущую властную конфигурацию.
«Чтобы это сделать, президенту необходимо ослабить влияние «Политбюро 2.0», которое выполнило свою функцию инструмента демонтажа тандема Путин – Медведев и в то же время достигло предела своей эффективности. Стоит задача создания менее амбициозного и затратного, но в то же время более эффективного управленческого механизма», – говорится в докладе.
Первым шагом в этом направлении стала перегруппировка силового ресурса. Между тем, как отмечается в докладе, проект создания монструозного «нео-КГБ» не состоялся и не мог состояться, поскольку появление в структуре власти «главного силовика» противоречит привычной путинской логике «сдержек и противовесов». Большинство членов «Политбюро 2.0» потеряли в силовом ресурсе, а неизбежно усиливающийся в военное время министр обороны Сергей Шойгу был уравновешен руководителем вновь созданной Росгвардии Виктором Золотовым.
Эксперты полагают, что готовой схемы реформы управленческого контура нет, и в этих условиях тестируются различные варианты идеологического обеспечения и рекрутирования кадров для следующей президентской каденции.
«Судя по последним кадровым решениям, в качестве эталонного (но не обязательно достижимого) образца берётся первый президентский срок В. Путина, с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом. А учитывая значимость для В. Путина высокого уровня общественной поддержки, важна реализация изменений при сохранении приемлемого уровня популярности власти. Эта задача может быть возложена на нового спикера Госдумы Вячеслава Володина, который участвовал в формировании нового корпуса профессиональных депутатов. Одномандатники в ходе реформ смогут демпфировать проявления недовольства за счёт прямой коммуникации с населением и, вероятно, в ряде случаев перехвата части протестной повестки и оппонирования фракциям, министерствам и региональным властям», – говорится в докладе и отмечается, что в этой ситуации может увеличиться политический вес парламента.
Намечается новый «правый поворот»?
Как полагают эксперты, новый идеологический «правый поворот» осложняется низкой популярностью либеральных идей в обществе. Провал на думских выборах как несистемных либеральных партий («Яблоко», ПАРНАС), так и попыток перезапуска лоялистского проекта «Партии дела», казалось бы, ставит крест на перспективах «правого крена» во власти. Однако активизация в последнее время радикально-охранительской риторики создаёт возможность формирования альтернативного полюса на месте недавнего политического центра.
Так или иначе, авторы доклада отмечают растущее влияние на экономическую политику бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина, который в исследовании назван «теневым премьером» и потенциальным кандидатом на пост главы правительства. Впрочем, как считают эксперты, гипотетически новая сборка «правоцентристской коалиции» Путина может быть осуществлена и при сохранении действующего премьера, с которым у группы Ковальчуков, получившей «своего человека» на посту заместителя главы администрации президента в лице Сергея Кириенко, традиционно хорошие отношения.
В исследовании также отмечается, что хотя Медведев получил ореол победителя парламентских выборов, ряд назначений в правительстве представителей других групп влияния (Виталий Мутко, получивший должность вице-премьера, новые министры образования Ольга Васильева и спорта Павел Колобков) и аппаратные поражения по ряду значимых вопросов ослабляют его позиции. Близкие к Медведеву бизнес-группы нарастили своё финансовое влияние, однако ряд его союзников находится под давлением со стороны силовиков. Информационные атаки на премьера и его окружение, и открыто ведущийся кастинг «преемников» также ослабляют имиджевые позиции нынешнего главы правительства. Дополнительным риском становится истечение срока обязательств, данных ему Путиным в 2011 году, – говорится в докладе.
По мнению экспертов, на фоне ожесточенных споров о моделях развития экономики растёт значимость консервативного Минфина и его главы Антона Силуанова. Вместе с тем вверх идут акции тех, кто участвовал в организации успешной, по мнению Путина, сочинской Олимпиады – Дмитрия Козака и Виталия Мутко, а также растущего сектора сельского хозяйства, который возглавляет в правительстве Александр Ткачев.
Между тем, авторы доклада называют Кудрина потенциальным автором экономической предвыборной программы президента. Его позиции, как и значимых фигур ельцинской эпохи, в частность главы ельцинской администрации президента Александра Волошина, могут окрепнуть после победы на выборах в США Хиллари Клинтон. Бывший глава Минфина, признанный в США в «нулевых» лучшим министром финансов мира, обладает возможностями эффективно вести внешнюю коммуникацию с Западом. Это может являться его дополнительным весомым плюсом на фоне того, что «Политбюро 2.0» испытывает острый дефицит фигур, обладающих таким ресурсом.
В числе потенциальных кандидатов в премьер-министры эксперты также называют нынешнего первого вице-премьера Игоря Шувалова, мэра Москвы Сергея Собянина и главу «Роснефти» Игоря Сечина.
В исследовании отмечается, что кандидатура столичного градоначальника комфортна для многих элитных групп, имеющих позитивный опыт в распределении финансовых потоков Москвы. «Наличие второго по величине в стране бюджета после федерального, сохранение региональной клиентелы, в том числе в стратегически значимой Тюменской области, и выстроенная модель обеспечения лояльности либеральной части элиты являются базовыми преимуществами С. Собянина. Также можно отметить рост силового ресурса (в частности, назначение С. Вахрукова заместителем секретаря Совбеза)», – говорится в докладе.
Однако, как считают эксперты, Собянина ослабляют непрочные позиции ряда его креатур в регионах накануне завершения сроков их полномочий (глава Прикамья Виктор Басаргин и свердловский губернатор Евгений Куйвашев), дефицит бюджета, а также приближение выборов мэра Москвы и необходимость определиться с приоритетами.
Что касается Сечина, то, по оценке авторов исследования, глава «Роснефти» нарастил своё влияние в отрасли, о чем может свидетельствовать реализация комфортного сценария покупки «Башнефти» и ряд кадровых назначений в электроэнергетике. «Это способствовало сохранению репутации «серого кардинала» с высоким неформальным влиянием», – считают эксперты, но при этом отмечают, что Сечин потерял ряд значимых партнёров в силовых структурах после ликвидации Госнаркоконтроля и ряда увольнений в ФСБ и СКР. Кроме того, глава «Транснефти» отстоял свою автономию от бизнес-задач «Роснефти». В этой ситуации информационные атаки на Сечина увеличивают риски от общей уязвимости «старой гвардии». Глава «Роснефти», как отмечается в докладе, также обладает значительными ресурсом коммуникации с Западом, однако этот ресурс скорее отрицательный.
Оценивая перспективы внутриполитической ситуации и перспективы элитных «движений», авторы исследования отмечают, что значимую роль будет играть внешнеполитическая ситуация, запрос на снижение конфликтности которой сейчас является актуальным. Если прорыва в отношениях с внешним миром не произойдёт, то высока вероятность скатывания к мобилизационному сценарию и формированию милитаризованного «Госплана 2.0», а внешнеполитическая активность будет сведена к ситуативной поддержке оппонентов США.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2016, РИА «Новый День»