РПЦ за последнее десятилетие удалось добиться цели, которую церковь декларировала еще с девяностых годов: слова «православный» и «русский» стали синонимами. По подсчетам социологов, 72% этнических русских считают себя православными. При этом конфессиональная принадлежность стала лишь способом самоидентификации в отсутствии внятной национальной идеи. Соцопросы, проводившиеся в последние годы, показали, что абсолютное большинство тех, кто обозначает себя православным или верующим, не читали Библию, не постятся, практически не бывают в церкви. Отдельные опросы показали даже, что треть тех, кто назвал себя верующим, уверены, что Бога нет.
«Русский – это, прежде всего, православный. Православие решающим образом определило и нашу историческую судьбу, и наш культурно-психолоВВгический тип, а поскольку религия – это душа народа, то православие, несомненно, является душой всего русского племени, включая великороссов, малороссов, белоруссов и карпатороссов. ...Русский должен быть православным, потому что без ПРАВОСЛАВИЯ он теряет душу и стержень своего бытия, а также его необходимую полВВноту. Недаром слова «православный» и «русский» стали почти синонимами и сей исторический факт уже не удастся отменить никаким современным неоязычникам...» Не имея духовного наполнения, неправославный человек, не может считаться полноценным русским, как таковым не может считаться и русский, изменивший Православию и перешедший в другую веру. Встречаясь с русским баптистом или католиком, в них сразу замечаешь явно нерусскую психологию и отдельные черты, порожденные совершенно другим духовным содержанием, ибо «Дух животворит» как отдельного человека, так и народ в целом… Неверующие русские справедливо назывались – и могут называться и сейчас – советскими людьми, которым подлинно национальная самоидентификация удается крайне трудно и болезненно, да и то лишь при обретении православной веры» – так декларировал еще в 1998 году православный альманах «Вече», издающийся в ФРГ.
Цитата показательна: слияние понятий «русский» и «православный» было обозначено как одна из ключевых целей РПЦ еще десятилетия назад. Целенаправленная работа в этом направлении, часто совместная со светскими властями, позволила церкви добиться успеха. По данным социологов Фонда «Общественное мнение», число людей, называющих себя православными, достигло 72 процентов русского этнического населения.
Еще в 1989 году православными верующими считали себя только 30% населения, но уже в 1993-1995 годах был отмечен значительный рост количества россиян, называющих себя православными верующими. По данным «Левада-центра», к 1994 году таких уже было 56%. В то десятилетие люди воспринимали православие и его возрождение в качестве одного из символов демократизации, а религиозную свободу называли одной из самых важных демократических свобод. Затем к этим мотивам добавился мотив протеста против действий власти и ее курса: вера оказалась противопоставлена государству – пояснили представители социологической организации.
«Вторая волна» роста самоидентификации русских как православных отмечена с начала 2000 годов. К 2008 году количество русских, считающих себя православными, превысило 70%. «Присоединение к православию большого количества людей в рамках этого всплеска связано с положительным отношением к власти (и лично Владимиру Путину) на данном этапе и с тем, что Русская православная церковь осознается как неотъемлемый элемент великой России», – пояснял ранее один из руководителей «Левада-центра» Борис Дубин.
Конец «нулевых» годов ознаменовался еще одной победой РПЦ: к концу десятилетия среди тех, кто причислял себя к православным, преобладали женщины и люди старшего возраста, не имеющие высшего образования и проживающие в деревнях и небольших городах. Но наибольший приток новых православных начался из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин. Этот процесс идет параллельно аналогичным в исламском мире, где основной прирост новых верующих идет за счет молодежи. Однако в исламских странах это обуславливается бешеными темпами прироста населения, отмечали недавно вашингтонские социологи Pew Research Centre. В России таких темпов роста популяции не наблюдается, значительный приток верующих их числа молодежи происходит не столько за счет увеличения этой категории населения, сколько за счет успешной пропагандистской работы церкви в связке с государством.
При таких показателях победу РПЦ все же можно считать лишь формальной. Социологические исследования, проводившиеся в последние пять лет (вплоть до марта 2015 года), показывают, что массовое самообозначение русских православными сродни прежней самоидентификации населения как «советского». «Сегодня утверждение «я – православный» крайне редко подразумевает религиозность», – отметили в «Левада-центре».
Лишь 4% жителей России регулярно посещают храмы и принимают участие в церковных таинствах. Эти цифры подтверждаются и статистикой российского МВД, сотрудники которого охраняют общественный порядок вокруг церквей в дни крупных религиозных праздников. По подсчетам полиции, лишь 2-4% русских посещают храмы в такие дни. Например, последнюю рождественскую службу в ночь на 7 января 2015 года по всей стране посетили только 2,5 миллиона человек, отмечает «Немецкая волна».
Исследование ВЦИОМ, проводившееся в конце марта 2015 года, показало, что лишь 11% тех, кто обозначил себя православным, в этом году хоть отчасти соблюдают Великий Пост. Количество тех, кто не соблюдает пост, остается неизменным в течение десятилетий: 79% в 1998 году против 77% в 2015 г. Каждый десятый (9%) сообщил, что соблюдает Пост частично. Женщины (12%), люди пенсионного возраста (14%) и православные (11%) чаще, нежели мужчины (6%), молодежь (7%) и агностики (3%). 6% планируют поститься в последнюю неделю. Полностью придерживаются Поста только 3% наших сограждан.
Лишь каждый пятый гражданин во время Великого Поста не употребляет алкоголь (20%) и не использует нецензурную лексику (18%), каждый десятый отказывается от животной пищи (11%) и развлечений (11%) (в данном случае речь идет обо все населении, а не только о тех, кто идентифицировал себя православным).
С религиозными убеждениями у российских верующих тоже не все просто. Данные «Левада-центра» еще за 2010 год показывали, что 60% православных не считают себя религиозными людьми. Только 40% из «православных» уверены, что Бог – есть, а 30% считают, что Бога нет.
Даже среди тех 2-4%, что посещают храмы в дни больших религиозных праздников (например, на Пасху), большая часть не участвует в самой литургии, а просто ставит свечи, молится, освещает куличи, заказывает требы и, как правило, весьма смутно представляет себе смысл православного вероучения.
В стране сильны пережитки язычества – обрядоверие, магическое сознание. «В машинах у всех иконки, в больницах – иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. В голове наших верующих полная каша», – приводит DW пояснения руководителя отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталии Зоркой. «Каша в головах» паствы – отчасти вина самой РПЦ, которая уделяет мало внимания просвещению тех, кто уже считает себя воцерковленными. РПЦ предпочитает распространять формальное влияние среди доселе невовлеченной публики, например, через уроки православия в светских школах.
Многие считают Церковь своеобразной политической партией, которая обслуживает власть или извлекает собственную выгоду при взаимодействии с властными структурами, – отмечают социологи. Этот тезис находит подтверждение и в таких курьезных моментах, что большая часть православных не читали Евангелия – точно также, как те, кто считал себя «советскими», не читали трудов Маркса и Ленина. Нет ничего необычного в том, что многие из тех, кто считает себя православными, не читали Библию, заметил протодиакон Андрей Кураев: «Далеко не все члены Политбюро ЦК КПСС читали Маркса. Говорят, что Суслов точно читал, и за это Брежнев его уважал. Потому что сам он Маркса не мог осилить».
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 08.04.15
Суд Амстердама отклонил просьбу украинских депутатов повлиять на дело о золоте скифов. / Организаторы «Стенограффии» начали прием эскизов от потенциальных участников. / Николай Коляда взялся за «Кошку на раскаленной крыше». Читать дальше
© 2015, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».