Бывший руководитель Росфиннадзора Сергей Павленко, возглавлявший ведомство 8 лет, нашел, что нынешние мероприятия правительства по борьбе с неформальной экономикой (от ограничения интернет-покупок до «банковских чисток» и запрета на оборот биткойнов) аналогичны «спасательным» мерам 1997 года. Но тогда власти предлагали бизнесу легализацию в обмен на прибыль и «стабильность», а сейчас в ходу лишь угрозы и клеймо «финансирование терроризма». Экономист предположил на страницах журнала «Форбс», что правительство конфискует средства неформального рынка, чтобы «как-то протянуть до начала нового витка роста мировой экономики».
С конца 2013 года правительство предприняло ряд шагов по урезанию «неформальной экономики»: ограничение денежных интернет-переводов и интернет-покупок в сочетании с попытками запретить оборот наличных, запрет на использование мировой криптовалюты – биткойнов. Наконец – «чистка» банковского сектора и повышение акцизов.
«Один из резонов правительства очевиден – необходимость нарастить объемы налоговых поступлений. Логика проста: раз поступления налога на прибыль резко сокращаются (и начинается сокращение поступлений НДС), необходимо расширить базу налогообложения за счет экономических операций, осуществляемых вне формального сектора» – пишет Сергей Павленко.
«Все это напоминает ситуацию 1997 года. Как и тогда, используются рекомендации Всемирного банка (давно доказавшие свое полное безумие), вроде борьбы с оборотом наличности путем принудительного перевода платежей в безналичную форму (проект закона уже в Госдуме), повышения акцизов на все (в процессе реализации) и тому подобных мер» – заметих экс-глава Росфинмониторинга.
Он нашел несколько ключевых отличий от практики 1997 года. Во-первых, правительство сменило лозунги. Вместо призывов к легализации бизнеса власть использует формулировки «борьба с терроризмом», «борьба с корупцией», «борьба с недостойными банками». «Это признак того, что идея просто отжать больше налогов уже не очень продается» – резюмирует экономист.
Вторым отличием 2013-2014 годов от 1997-го стало то, что сегодня не предполагается сокращение госсектора или сокращение госрасходов. Это означает, что у бизнеса и отчасти населения изымут денег больше – на величину «несокращенных расходов».
Наконец, в 1997 году бизнесу была предложена сделка: переход в легальный сектор в обмен на «участие в дележе плодов экономического роста». Реализации этой сделки правительству помогла динамика нефтяных цен после 1999 года.
На этот раз все иначе: роста цен на нефть в ближайшие годы не предвидится, а бизнесменам не обещают в принципе ничего, кроме угроз и статуса «террористов» и «неблагонадежных».
Более того, бизнесу не предлагается никаких внятных стратегий власти, потому что стратегия власти – из тех, которые не озвучить в победном выступлении.
По мнению Павленкова, власти сейчас рассчитывают за счет извлечения повышенных налогов и конфискации средств «неформальной» экономики «как-то протянуть до начала нового витка роста мировой экономики». «Это вполне разумная политика как с точки зрения минимизации политических рисков, так и с точки зрения сугубо бюрократической... Но это не сработает. Если предполагается прожить период ожидания за счет конфискации средств неформальной экономики, то вряд ли потом можно будет рассчитывать на быстрый экономический рост. Некому и незачем будет расти. Просто потому, что рождаемость новых бизнесменов уже отстает от смертности» – заключает Сергей Павленко.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 07.02.14
Суд признал незаконной приватизацию участков под «Охта-центр». / Полсотни банков в РФ рискуют лишиться лицензий в 2014 году. Многие собственники откажутся от спасения своих банков, – мнение аналитиков. / «Хочу вон тот «Мерседес» за окном. Немедленно!» – банкиры составили топ-лист необычных кредитов клиентов. Читать дальше
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».