Проблема с массовым наплывом мигрантов в Европу приведет к необходимости пересмотра Шенгенского соглашения. К концу этого десятилетия этот документ может быть серьезно реформирован: свобода передвижения в ЕС может быть ограничена. Об этом пишет аналитическая компания Stratfor (перевод NDNews).
Когда Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали соглашение в 1985 году, оно предписывало беспрепятственное передвижение из одной европейской страны в другую. В 1995 году Европа реализовала планы по открытию границ для 26 государств. Однако, устранив пограничный контроль, европейские страны лишились главного элемента государственного суверенитета. Наплыв беженцев только усугубил эту проблему, в результате чего возник запрос не только на модернизацию Шенгенского соглашения, но и его возможной отмены.
Уже сейчас ситуация обострилась до предела. С одной стороны, страны Северной Европы критикуют средиземноморские государства за отсутствие эффективного пограничного контроля – именно там созданы удобные условия для нелегального передвижения в ЕС мигрантов, которые далее направляются на континент. С другой стороны, южноевропейские государства обвиняют северных соседей в отсутствии солидарности, говорится в статье.
В то же время миграционный кризис привел к серьезным разногласиям между участниками Шенгенского соглашения и их ближайшими соседями. В частности, возникли споры между Францией и Великобританией по поводу иммигрантов, пытающихся перелечь Ла-Манш через французский порт Кале.
Как считают аналитики Stratfor, в этой ситуации перед Евросоюзом стоит задача по изменению миграционной политики.
Недавно Берлин уже выступил с предложением создать список «безопасных» стран, чьи граждане смогут получить убежище в Евросоюзе. В него могли бы войти страны Западных Балкан, в том числе Албания и Македония, в которых сейчас нет гражданских войн и серьезных гуманитарных кризисов. Другое предложение Германии – больший контроль в Греции и Италии за прибывающими иммигрантами. Однако инициативы Берлина спорны, полагает Stratfor. Запросы о предоставлении убежища должны обрабатываться в индивидуальном порядке, и власти должны сами определять, кто действительно просит политического убежища, а кто – экономический мигрант. Депортация тоже проблематична для большинства европейских стран – эта процедура требует больших финансовых и человеческих ресурсов, чем они имеют. Вместе с тем едва ли средиземноморские страны позволят организовать пункты контроля на их территориях, если не будет прозрачной системы распределения беженцев.
Вторая проблема Евросоюза – как именно изменить Шенгенское соглашение, чтобы обеспечить безопасность стран от приезжих террористов, считает Stratfor. У властей и так нет достаточных ресурсов, чтобы выследить их при нынешнем неэффективном пограничном контроле.
В ближайшее время вряд ли Евросоюз отменит Шенгенское соглашение, полагает Stratfor. Несмотря на негативные последствия, оно все же упростило торговлю и перевозку товаров, поездки туристов и позволило сэкономить на патрулировании сухопутных границ.Но, возможно, соглашение будет преобразовано к концу этого десятилетия и будет подразумевать вторичный пограничный контроль, прогнозируется в статье. Первый шаг уже был сделан в 2013 году, когда был легализован вторичный контроль при экстраординарных обстоятельствах.
В любом случае, даже без соответствующих реформ в соглашении, государства-участницы блока будут усиливать полицейский контроль в общественном транспорте и аэропортах. Также под давлением консерваторов многие страны наверняка ужесточат собственные законы о миграции, пишет Stratfor.
Проблема еще и в том, что за ограничениями свободы перемещения людей в Шенгенской зоне могут последовать ограничения в перемещении товаров – а это уже может привести к «концу Евросоюза в его нынешнем виде», заключает Stratfor.
Москва, Софья Метелкина
Москва. Другие новости 04.09.15
В Москве ожидаются сырые выходные. / Гламурный серфинг: француженка покорила волну в вечернем платье и на высоких каблуках (ВИДЕО). / Адвокат украинского режиссера Сенцова обжаловал приговор суда. Читать дальше
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2015, РИА «Новый День»