Конституционный суд ожидаемо признал законность «Платона» Нужны только «отдельные правки» системы
Конституционный суд России (КС) ожидаемо признал конституционной систему взимания платежей с большегрузов «Платон». Решение было провозглашено сегодня в открытом заседании КС.
Суд решил, что дополнительная плата с тех, кто «наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги», соответствует Конституции и зарубежной практике. То, что системой распоряжается частная компания, связанная с бизнесом семьи Ротенбергов, также не смутило судей, отмечает «Фонтанка».
Правда, КС указал, что систему «Платон» нужно подвергнуть отдельным правкам и улучшениям. Так, правительство России не сможет «чрезмерно обременять предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по назначению платежами». Взносы по «Платону» должны вычитаться из транспортного налога – такой законопроект уже внесён в Госдуму, и, судя по всему, конституционалисты ему симпатизируют. «Недопустимо повышать установленный размер платы… если на такую возможность не указано в федеральном законе», – предупреждают в КС.
Правительство и Госдума должны «в разумные сроки установить порядок определения оператора системы и критерии, которым он должен соответствовать», сказано в решении. Некоторые функции сейчас распоряжающейся «Платоном» компании РТИТС (наполовину принадлежит Игорю Ротенбергу) придётся урезать. Она не сможет больше самостоятельно выступать с «нормотворческими» функциями – то есть определять для водителей порядок оплаты «Платона», пользования бортовыми устройствами, информирования об отклонении от маршрута и другие детали. Такими вещами должны заниматься только законодатели, уверены в КС.
Система «Платон» создавалась в 2013-2014 годах для компенсации ущерба, наносимого большегрузным транспортом дорогам. С жалобой на систему «Платон» в КС обратились 92 депутата Госдумы от фракции КПРФ. Они считают, что плата через систему противоречит Налоговому кодексу и не отвечает конституционным требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. Нормы о такой плате и уклонении от неё должны устанавливаться федеральными законами, а не постановлением правительства, как это было сделано.
Истцы просили признать не соответствующими Конституции РФ статью 31.1 закона «Об автомобильных дорогах», статью 12.21.3 федерального Кодекса об административных правонарушениях и постановление правительства от 14 июня 2013 года «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
Открытое заседание по этому делу состоялось в КС 14 апреля. Тогда в поддержку системы «Платон» высказались не только власти, но и представители бизнеса. «Опора России» признала, что система «Платон» соответствует сложившейся мировой практике. Совет Федерации отметил, что плата в рамках этой системы является неналоговым платежом, предназначенным для возмещения финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог. Полпред правительства в Конституционном суде России Михаил Барщевский назвал введение «Платона» «движением к большей справедливости».
Проектом по концессионному соглашению с государством занимается компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).
С 15 ноября 2015 года «Платон» был запущен с тарифом за проезд 1,53 руб./км. Это вызвало массовое возмущение дальнобойщиков, по России прокатилась волна митингов и протестных автопробегов. Ответом стало решение властей радикально снизить штрафы за неоплату проезда (с 450 тысяч рублей до 5 тысяч рублей). Однако спорадически протесты дальнобойщиков продолжаются до сих пор, причем не из-за самой платы, а из-за «глюков» в системе. Водители говорят, что «Платон» абсолютно не приспособлен к жизни – бортовые датчики, которые требовалось установить на машины, неправильно высчитывали маршрут и расстояние.
За полгода работы перечисления в бюджет от системы «Платон» составили 8 млрд рублей – это меньше, чем изначально прогнозировали чиновники. «Платоном» начали пользоваться больше 90% крупных транспортных компаний, их парк суммарно насчитывает около 720 тысяч грузовиков.
Санкт-Петербург, Полина Николаева
© 2016, РИА «Новый День»