В СМИ со ссылкой на источники появилась информация о том, что с экипажем разбившегося в аэропорту «Внуково» легкого самолета Falcon в эту ночь работал диспетчер-стажер.
Эта версия отрабатывается параллельно с версией о якобы пьяном водителе снегоуборочной машины Владимире Мартыненко, который и стал виновником катастрофы. Между тем, защита обвиняемого утверждает, что Мартыненко страдает хроническим заболеванием и не может употреблять алкоголь.
Диспетчеры, между тем, тоже проверяются на предмет употребления спиртного. «С ними (диспетчерами) тоже уже активно работают следователи, могу сказать, что они тоже будут освидетельствованы на предмет употребления алкоголя и психотропных веществ», – уточнил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Наиболее емкое описание произошедшего дал замминистра транспорта Валерий Окулов, побывавший на месте катастрофы. «Я только что оттуда. Такое раздолбайство, что слов нет», – заявил чиновник, отказавшись от дополнительных комментариев, пишет Газета.ру.
Защита Владимира Мартыненко утверждает, что аэропорт пытается сделать из водителя снегоуборщика стрелочника, чтобы избежать многомиллиардных исков от родни погибших, а сам подозреваемый категорически не употреблял спиртного.
«Мы пообщались с родственниками Мартыненко, они заявили, что перед выходом на работу он был трезв. Мало того, он наблюдался у кардиолога, и ему было категорически запрещено выпивать, – заявил Газете.Ru адвокат Александр Карабанов. – Насколько мне известно, все сотрудники аэропорта, которые имеют доступ на взлетно-посадочную полосу, проходят ежедневное медицинское освидетельствование».
Кроме того, по словам адвоката, сама процедура уборки снега четко регламентирована и осуществляется только под руководством диспетчера. «На полосу выезжает не только снегоуборочная машина, но и автомобиль сопровождения. То есть в данном случае именно эксцесс водителя, как это сейчас пытается представить администрация Внуково, очень маловероятен, – говорит Карабанов. – Почему сейчас всеми силами пытаются сделать виноватым пьяного водителя? Потому что, как я думаю, кроме уголовного дела последуют многомиллионные иски. И если будет доказано, что трагедия произошла в результате неслаженной работы сотрудников, которые действовали в рамках своих должностных инструкций, то, конечно, ответчиком будет именно администрация Внуково. Сейчас администрация пытается все спихнуть на водителя, на человеческий фактор».
Однако на практике, по словам сотрудников Внуково, никто не проверяет, в каком состоянии выходят на службу технические работники аэропорта.
«Никакого контроля многочисленные сотрудники, работающие на ВПП (взлетно-посадочная полоса) не проходят, медицинского уж точно, на это ушло бы очень много времени», – рассказал Газете.Ru диспетчер ПДС (производственно-диспетчерская служба) аэропорта Внуково-3.
«Там даже, откровенно говоря, нет специальной охраны. У нас люди убегали на взлетное поле – думали, что сами найдут свой самолет. САБ (служба авиационной безопасности) этим мало занимается, они скорее по видеокамерам отслеживают каких-то злоумышленников. Но каждый сотрудник проходит инструктаж, конечно, как вести себя на ВПП и как вести себя в чрезвычайной ситуации, такой инструктаж проходят даже сотрудники, работающие внутри аэропорта».
Ответы на вопросы относительно произошедшего может дать расшифровка бортовых самописцев и последних переговоров между экипажем и диспетчером, а также диспетчерской службой и хозяйственными работниками Внуково. Эту часть работы взял на себя Межгосударственный авиационный комитет, расследующий авиапроисшествия.
«На текущий момент комиссией Межгосударственного авиационного комитета изъяты бортовые самописцы – параметрический и звуковой. В настоящее время самописцы доставляются в научно-технический центр МАК, – заявили в ведомстве. – Комиссия проводит работы по расшифровке данных наземных средств объективного контроля (записей диспетчерского магнитофона, радиолокаторов, камер наблюдения), оценке метеоусловий, состояния и повреждений воздушного судна, действий специалистов службы управления воздушным движением, аэропортовой службы и экипажа воздушного судна».
Версия того, что в случившемся виноват экипаж Falcon, оценивается экспертами как маловероятная. Равно как и способность французов избежать столкновения: на момент катастрофы была низкая видимость (темное время суток и туман), а самолет уже успел разогнаться до скорости свыше 200 км/час.
Пока непонятно, какую роль в расследовании сыграет Франция. Как сообщили французские СМИ, парижская прокуратура возбудила уголовное дело по статье «непредумышленное убийство». В беседе с Газетой.Ru представители французского министерства юстиции подтвердили факт возбуждения дела, однако затруднились пояснить, будет ли Франция присылать сыщиков в Москву для участия в следственных действиях.
Как бы то ни было, Следственный комитет уже дал понять, что произошедшее не обойдется без последствий для руководства Внуково. «В ближайшее время следователи примут меры к отстранению от служебных обязанностей ряда сотрудников аэропорта, которые могут воспрепятствовать расследованию, – заявил Владимир Маркин. – Несмотря на то, что в деле уже появились первые подозреваемые, очевидным является и то, что за халатными действиями непосредственных исполнителей стоят, конечно же, более высокие руководители аэропредприятия, действиям и бездействию которых в ходе расследования обязательно будет дана соответствующая правовая оценка, и в рамках этого дела мы не исключаем и других задержаний».
Погибший глава Total Кристоф де Маржери был известен как противник санкций против России. «Можем ли мы жить без российского газа в Европе? Я говорю: нет. Есть ли причины, чтобы жить без него? Я сейчас не защищаю интересы Total в России, но, считаю, нет», – говорил он, когда мировая общественность на все лады обсуждала причастность России к катастрофе Boeing.
По мнению отраслевых экспертов, гибель Кристофа де Маржери – большая потеря для российских международных проектов по добыче углеводородов. Компания Total – один из немногих международных гигантов, продолжавших работать в России, несмотря на санкции США и их европейских партнеров. Теперь все может измениться, пишет Лента.ру.
Основные проекты Total в России – «Ямал СПГ», реализуемый совместно с ОАО «Новатэк», а также разработка баженовской свиты нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе – в этом проекте французы собирались участвовать совместно с «Лукойлом».
Проект в ХМАО приостановлен в сентябре 2014 года в связи с введением антироссийских санкций. Хотя в мае 2014 года «Лукойл» и Total подписали соглашение о создании совместного предприятия, где доля российской компании должна была составить 51%, а французской – 49%. Соглашение не аннулировано – стороны собирались вернуться к его реализации после смягчения политической ситуации.
«Сотрудничество гиганта Total с Россией держалось исключительно на де Маржери. Для России Total оказалась жизненно критична после объявления санкций. Россию отрезали от импортного оборудования для добычи нефти и газа. И только Total могла еще поставлять это оборудование в Россию. Потому что на этом настаивал лично де Маржери. Но теперь Total «прогнется» перед Штатами, и Россия останется без оборудования, добыча упадет», – такое мнение «Комсомольской правде» высказал директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
«Погибший во Внуково президент нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери многое сделал для прихода инвестиций в Россию. Тяжелая трагедия», – цитирует экс-министра финансов Алексея Кудрина РИА Новости.
«Как изменится стратегия Total и в том числе в плане сотрудничества с Россией, будет во многом зависеть от того, кто займет место погибшего президента компании», – считает аналитик «БКС Экспресс» Иван Копейкин.
«Наиболее вероятный кандидат сейчас – маркетинговый директор компании Филипп Буассо. Если именно этот высокопоставленный сотрудник компании Total станет президентом, то есть неплохие шансы, что кардинальных изменений не произойдет. Впрочем, существует пусть маленькая, но все же вероятность того, что новый президент не выдержит давления со стороны ЕС и Total задумается о снижении доли или приостановке участия в проекте Ямал СПГ», – считает эксперт.
Как заявил в интервью Ленте.ру партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, решение о продолжении сотрудничества Total с Россией будет принято советом директоров компании. При этом руководство, по его словам, наверняка учтет как положительный, так и отрицательный опыт работы в стране.
К последнему эксперт отнес провал разработки Штокмановского месторождения, куда французы вложили 340 млн долларов, а также сложности с освоением Харьягинского месторождения в Ненецком автономном округе.
«Его разработка была начата в соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП), а подобные вещи государство считает предательством национальных интересов», – сказал Крутихин. Он также упомянул нехватку финансирования на проекте «Ямал СПГ» и приостановку поставок оборудования для завода по сжижению газа близ месторождения.
«Трагедия, произошедшая во Внуково, без сомнения, повлияет на отношения Total с российскими партнерами в краткосрочной и среднесрочной перспективе», – уверена директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева.
«Когда речь идет о первом лице компании, очень сложно быстро найти адекватную замену, тем более Маржери действительно имел очень большой опыт работы в России. Сейчас проекты с «Лукойлом» и «Новатэк» по понятным причинам далеко не самые приоритетные для Total, а смена руководства, тем более при таких обстоятельствах, способна и вовсе остановить прогресс», – сказала Горшенева.
По ее словам, «говорить о глобальном влиянии на инвестиционный климат вряд ли стоит. Произошла страшная трагедия, для российской стороны это большой репутационный урон, но бизнесмены – это люди практического склада, и все хорошо понимают, что речь идет о форс-мажорной ситуации, которые, к сожалению, время от времени возникают».
Москва, Станислав Еременко
Москва. Другие новости 21.10.14
Как заставить УК почистить двор от снега? (ФОТО). Инструкция «Нового Региона». / «Оптимизация» здравоохранения: демонтаж социального государства. Врачи собираются бунтовать. / УФАС доказал сговор страховщиков при оформлении полисов ОСАГО на Южном Урале. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».