Секта царебожников. Связи с гитлеровцами. Обвинения в ереси. Игра против Патриарха
Мы продолжаем публиковать факты о царебожниках, получивших репутацию православной секты. Сегодня мы расскажем о корнях движения, зачинатели которого в сороковые годы прошлого века сотрудничали с гитлеровской Германией. Ряд тогдашних церковных иерархов благословлял нацистов на священный поход против «безбожного режима» – этот аспект истории сторонники теории о царе-искупителе пытаются скрыть. Мы объясним, почему ряд авторитетных священнослужителей открыто называют учение ересью, призывая с ней бороться. А ряд других представителей духовенства, напротив, поддерживают модное течение. Кроме того объясним причины, по которым Московский патриархат дистанцируется от войны с «Матильдой», но открыто ее не осуждает. В ходе расследования мы выяснили, что борьба с фильмом «Матильда» грозит не просто ослаблению патриарха Кирилла, но расколу внутри самой Русской православной церкви. Кому это может быть выгодно – читайте в материале «Нового Дня».
Православие Третьего Рейха
Один из знаковых контактов с нацистами произошел в 1938 году. Первоиерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Анастасий обратился с благодарственным письмом к Адольфу Гитлеру за выделение денег на строительство собора в Мюнхене. Он писал: «Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в вас вождя в мировой борьбе за мир и правду». Когда началась Великая Отечественная война, митрополит Анастасий воздерживался от громких высказываний в поддержку нацистов, но в 1942 году, когда казалось, что СССР вот-вот падет, в его пасхальном послании прозвучало: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мёртвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск и Псков светло торжествуют своё избавление как бы из самого ада преисподнего». Он был достаточно умеренным.
Другие клирики – митрополит Западно-Европейский Серафим в своём послании от 22 июня 1941 года, а также архиепископ (впоследствии митрополит) Берлинский и Германский Серафим – немец по национальности, и некоторые другие клирики РПЦЗ поддержали «освободительный поход» Германии против СССР. Общий посыл – Германия борется с безбожным коммунистическим режимом.
Во время холодной войны РПЦЗ финансировалась и контролировалась ЦРУ, как возможный инструмент влияния на внутриполитическую жизнь в СССР. И именно РПЦЗ первой канонизировала семью Николая Второго, за двадцать лет до того как это сделала РПЦ. РПЦЗ всегда была тесно связана с белоэмигрантскими кругами, которые, испытывая реваншистские настроения, были ярыми монархистами. Сплав религии и монархизма и родил концепцию царебожничества, которая расцвела и стала модной после распада СССР.
Обвинения в ереси
Иерей Даниил Сысоев, настоятель храма Апостола Фомы в Москве, был одним из идеологов православного миссионерства. Один из самых активных священнослужителей – организатор многочисленных публичных диспутов о Боге с представителями исламского духовенства и старообрядцев. Это был яркий пассионарий, он открыто критиковал как Ислам, так и старообрядничество, будучи настоящим идеологом экспансии догматического православия. Кроме того, иерей Даниил Сысоев (в РПЦ сейчас всерьез ведутся дискуссии о его канонизации) открыто выступал против теории о царе-искупителе и критиковал ее сторонников, верящих, что убийство Николая II носило жертвенный характер, по аналогии с распятием Иисуса Христа.
Даниил Сысоев открыто называл это учение ересью в своей статье «Богословские соблазны монархического движения»: «Это кощунственное учение о «царе-искупителе» в корне противоречит Новому Завету и учению Вселенской Церкви, на Пятом Вселенском Соборе осудившей ересь Оригена (греческий теолог, – прим. ред.), говорившего о возможности повторного Искупления (хотя этот еретик и не зашёл так далеко, как современные монархисты, ибо он приписывал второе распятие не человеку, а самому Господу Иисусу). Отметим, кстати, что понятие «царь-искупитель» полностью противоречит учению о «не искупленном русским народом грехе цареубийства». Учение о «царе-искупителе» является не просто хлыстовской ересью, но и откровенной хулой на Господа нашего Иисуса Христа – Единственного Искупителя рода человеческого, в том числе и русского народа».
Свою борьбу Даниил Сысоев продолжить не смог. 19 октября 2009 года в храм Апостола Фомы вошел мужчина в медицинской маске и четыре раза выстрелил в священника в упор. Его госпитализировали, на следующий день, не приходя в сознание, отец Даниил скончался. Его отпевал лично патриарх Кирилл. Смерть Сысоева связывают в первую очередь с критикой ислама. Однако задержанный в Махачкале силовиками предполагаемый убийца Бексултан Карыбеков был застрелен в ходе операции при странных обстоятельствах, никаких показаний он дать не смог, и РПЦ устами главы пресс-службы патриарха Владимира Вигилянского выразила сомнение в том, что убийство раскрыто.
Открыто еретиками царебожников называет богослов Андрей Кураев. По его мнению, с этим явлением необходимо бороться, поскольку эта идеология (а движение он называет именно так) противоречит христианским догматам.
«Это прямая ересь. Зададимся вопросом – сам Николай Второй осмыслял себя как жертва? Временное правительство спрашивало его – где бы он хотел жить. Он ответил – в Ливадии, вместе с семьей. То есть он не предполагал свою смерть. Если изучить его дневники, таких данных там тоже нет. Когда он отрекался от престола, он не предполагал, что это жертва», – рассказывает богослов Андрей Кураев.
«Царебожники считают необходимым канонизировать царя Ивана Грозного, Григория Распутина и даже певца Игоря Талькова (!) потому что последний был монархистом. Его убили при странных обстоятельствах, что дает повод для спекуляций о жидомасонском заговоре», – рассуждает выпускник Екатеринбургской духовной семинарии и Московской общецерковной аспирантуры Виктор Норкин.
При этом патриарх Алексий Второй довольно жестко пресек идею о канонизации Ивана Грозного. Он заявил, что распространяемые в России иконки Иоанна Грозного – «это очередная попытка внести смущение среди православных верующих». «Нельзя прославлять одновременно и убиенных, и их убийц. В противном случае пришлось бы деканонизировать (лишить святости) святителя Филиппа, митрополита Московского, задушенного Малютой Скуратовым по приказу Иоанна Грозного».
Вместе с тем в ряде храмов можно увидеть неканонические иконы Ивана Грозного, Григория Распутина и в особенности Николая Второго – особенно популярен образ Христа, держащего на руках голову царя. У царебожников очень популярна конспирологическая легенда о том, что после того как хасиды совершили ритуальное убийство Николая Второго, его расчлененное тело, с отрубленной головой, везли в Москву, чтобы передать лично Ленину. Царебожники наиболее крайних взглядов считают, что голова царя и вовсе похоронена под Мавзолеем.
Возникает прямой вопрос – почему паству со столь противоречащими линии Русской православной церкви не предадут анафеме? Либо, как вариант, решат конфликт с «Матильдой» кулуарно, остудив религиозный пыл Натальи Поклонской и остановив выплескивающийся на улицу фанатичный религиозный протест, грозящий серьезным столкновением РПЦ со светским обществом. Притом что РПЦ, по большей части, вообще не является участником конфликта. Мы можем лишь выдвигать версии, подтвердить которые официально – нет возможности.
Большая игра против патриарха Кирилла
Когда началась масштабная война против «Матильды», которую возглавила депутат Госдумы Наталья Поклонская, люди, близкие к отделу внешних церковных связей РПЦ, рассказывали нам популярную в тех кругах конспирологическую теорию. До конфликта с фильмом царебожники воспринимались как своего рода заблудшие, но, в общем, безобидные прихожане. Многие из них не пользовались паспортами и ИНН – потому что считали, что в них зашифрованы сатанинские масонские символы, – но на это закрывали глаза. Предавать анафеме царебожников было невыгодно – это грозило потерей значительной части паствы. Памятен пример 2008 года, когда от РПЦ откололась так называемая Царская православная церковь. Ее Святейший правительственный синод возглавляет под именем епископа Алексия бывший протоиерей Александр Иванников, лишенный сана в 2010 году.
Сейчас патриарх поставлен в, по сути, патовое положение. Осудит царебожников – рискует спровоцировать церковный раскол. Выступит против «Матильды» – ослабит себя, усилив агрессивную, стремящуюся стать реальной силой внутреннюю оппозицию. Если же будет по-прежнему дистанцироваться от конфликта и светские власти не вмешаются, то после выхода «Матильды» на большие экраны могут начаться неконтролируемые проявления агрессии к кинотеатрам и их посетителям, которые столкнут РПЦ с обществом. Если «Матильду» все-таки запретят – царебожники опять же усиливаются внутри паствы РПЦ, что автоматом ослабляет позиции патриарха. Во всем этом представляется некая оперативная комбинация спецслужб. Однако этой версии есть ограниченные локальные опровержения.
Когда в Екатеринбурге царебожники пытались проводить стояние «Остановим Матильду», по их собственному признанию, к активистам обратились сотрудники ФСБ с просьбой акцию не посещать. Вместо обещанных десятков – пришло несколько наиболее религиозных участников, четырех из которых задержали, в полиции на них оформили административные протоколы по ч.5 ст.20.2 КОАП «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Санкция статьи подразумевает наказание в виде административного штрафа в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. К слову, сторонников Навального привлекали к административной ответственности по той же самой статье.
Другая версия связывает конфликт с «Матильдой» с другой внутриаппаратной борьбой между архимандритом Тихоном Шевкуновым (личный духовник Владимира Путина) и патриархом Кириллом. Тихон Шевкунов является духовным чадом Иоанна Крестьянкина – довольно почитаемого старца, который был явным противником ИНН, – а это, как уже говорилось, один из постулатов крайнего царебожничества. Сам Шевкунов довольно трепетно относится к персоне Николая Второго – он неоднократно выступал против фильма «Матильда», в мягкой, интеллигентной форме осуждая форму подачи псевдоисторического материала. Он постоянно курирует православные выставки, связанные с Николаем II, и если считать его царебожником – то это самый влиятельный представитель движения.
Одно время внутри РПЦ ходили слухи, что Шевкунов намерен занять место патриарха, сменив Кирилла. Тихон Шевкунов вынужден был публично опровергнуть карьерные амбиции. Однако натянутые отношения между церковными иерархами сохранились.
Так или иначе, уже сегодня «Матильда» получила прокатное удостоверение, и борьба продолжается.
Москва – Екатеринбург, Максим Бородин
© 2017, РИА «Новый День»