«Крысы»: история расцвета и заката «бешеной банды» братьев Коротковых (уникальные ФОТО, ВИДЕО 18+) Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVIII
Свердловский облсуд на этой неделе намерен огласить приговор участникам банды блогера Василия Федоровича, на счету которой 14 убийств и другие тяжкие преступления. В преддверии оглашения вердикта NDnews публикует новый выпуск спецпроекта «Архивные дела», посвященный еще более кровожадным предшественникам Федоровича – одной из наиболее жестоких бандитских группировок в истории Екатеринбурга, возглавляемой братьями Коротковыми. В подготовке материала приняли участие легендарный уральский сыщик Андрей Кочуров, лично задерживавший под пулями участников банды, а также бывший следователь по особо важным делам Михаил Мильман, выводивший на чистую воду злоумышленников.
Первые дерзкие грабежи и убийства банды
1995 год. Екатеринбург завоевал себе «славу» одной из криминальных столиц России, потеснив в этом списке Москву и Санкт-Петербург. На фоне социально-экономической разрухи в городе ежедневно совершались кражи, разбои и грабежи, перманентно велся передел сфер влияния между представителями существующих гангстерскими группировок – ОПС «Уралмаш», «Центровые» и «Синие». В таких условиях и зародилась одна из самых «отмороженных» банд Екатеринбурга – братьев Коротковых. Поначалу ее члены вели криминальную деятельность хаотично, без особой подготовки. Начинали с рядовых нападений на уличные палатки, но вскоре принялись за более продуманные преступления.
13 июня 1995 года было устроено разбойное нападение на квартиру супругов Чернобривкиных, на которых злоумышленники вышли по объявлению в газете о продаже дорогостоящей шубы. Зайдя в жилище продавцов, члены банды хладнокровно застрелили обоих, причем беременной женщине достались две пули – в голову и сердце. После этого налетчики обчистили квартиру и ретировались.
Через неделю бандиты напали на склад фирмы «Квартал» на улице Краснофлотцев, убив при этом одного сотрудника организации и тяжело ранив другого. Со склада тогда было похищено несколько сотен пар кроссовок, шесть дорогих кожаных портфелей и кассовый аппарат.
Вскоре еще одно происшествие случилось на улице Стахановской. Милицейский патруль заметил молодого человека с подозрительным мешком, по всей видимости, набитым крадеными вещами. Бандит стал убегать, за ним погнался милиционер Поляков, который в ходе перестрелки был убит, а злоумышленник скрылся. Следствие установило, что неизвестные по веревкам спустились с крыши и похитили вещи из квартиры дома по улице Стахановской. Пули, извлеченные из тел погибшего милиционера, супругов Чернобривкиных и сотрудника фирмы «Квартал», оказались выпущены из одного пистолета. Правоохранителям стало понятно, что они имеют дело с кровавой бандой, и разрозненные дела были объединены в одно производство.
Поимкой беспредельщиков занялся начальник отдела уголовного розыска УВД Екатеринбурга Андрей Кочуров. Розыскное дело он назвал «Крысы» – слишком жестоко и подло орудовала банда, не гнушавшаяся забирать у жертв всё, что может хоть чего-то стоить.
На след банды – через поставщика ворованных кроссовок
Сыщики понимали, что похищенные со склада «Квартал» кроссовки проблематично сбыть, только если не обратиться к реализаторам рынка «Таганский ряд». Так злоумышленники и поступили, поручив это дело одному из членов своей банды, Дмитрию Дагаеву. Он успешно сдал часть товара, о чем стало известно милиционерам. В ходе оперативно-розыскных мероприятий они выяснили адрес, где может проживать поставщик и под видом водопроводчиков наведались туда.
Дверь им открыла мать молодого человека, у которой сыщики поинтересовались – почему бежит кран, неужели в доме нет мужчины? На что женщина ответила им, что ее сын пропал больше месяца назад. Так в папке «Крысы» появилось заявление матери поставщика кроссовок. При этом Дагаев по непонятным причинам больше не появлялся на «Таганском ряду», не забирая даже деньги с реализации первой партии кроссовок, но зато стражам порядка стал известен круг его знакомых и друзей.
Дагаев
Тем временем бандиты продолжали терроризировать Екатеринбург. Практически ежедневно они грабили квартиры, выбирая их по объявлениям в газетах о продаже ценных вещей, проникали в жилища, спускаясь с крыш по веревкам и разбивая оконные стекла. Причем, применяли в этом деле весьма искусные приемы, например, заклеивали скотчем дверные глазки у соседей своих жертв и перерезали телефонные провода, чтобы случайные свидетели не могли вызвать милицию.
Параллельно с этими преступлениями бандиты, поочередно меняя состав, устраивали нападения на торговые точки. Так, в декабре 1995 года в ювелирном магазине «Посылторг» они забрали большое количество ювелирных изделий общим весом более килограмма, ранив при этом охранника. Кроме того, 29 декабря бандиты напали на оружейный магазин «Беркут» на проспекте Космонавтов, откуда вынесли целый арсенал стволов и боеприпасов. После этого дерзкого нападения группу Кочурова усилили сотрудниками из других оперативных служб, а в прокуратуре Свердловской области дело доверили вести следователю по особо важным делам Михаилу Мильману.
Кочуров и Мильман
Роковая накладка, стрельба и взрыв гранат при задержании
В начале 1996 года бандиты продолжили грабить магазины, квартиры, коммерческие киоски, раз за разом применяя оружие. В частности, 16 января злоумышленники напали на магазин «Levi`s», в результате чего сотрудник милиции Сергей Правда получил огнестрельное ранение и позже скончался в больнице. При этом, Правда, находясь при смерти, смог опознать братьев Коротковых как нападавших, после их задержания. В материалах уголовного дела появились и фотороботы, составленные другими жертвами преступлений и людьми, которыми злоумышленники сбывали награбленные вещи.
Сергей Правда
Оперативники не исключали, что бандиты придут сбывать награбленные ювелирные украшения на «Таганский ряд» – 25 января 1996 года так и произошло. Александр и Владимир Коротковы, а также член их банды Виталий Голенков появились у одного из перекупщиков. Сидящие в засаде силовики решили дождаться момента купли-продажи, но тут случилась роковая накладка.
Виталий Голенков
Неожиданно для всех появился ничего не подозревавший милицейский патруль, попросивший у злоумышленников предъявить документы. В ответ на это бандиты открыли огонь, убив двух милиционеров, а затем бросились бежать. За ними в погоню устремились правоохранители из засады, но Коротковы и Голенков просто так сдаваться не собирались. На территории попавшегося им по пути детского сада они бросили в преследовавших их милиционеров две гранаты, и только чудом осколки не ранили детей и милиционеров. В результате погони братья были задержаны, Виталий Голенков сумел скрыться. Но все остальные участники группировки – более 20 человек, наводившие страх на целый город, были вскоре установлены и также арестованы.
Ребята с одного двора, равнявшиеся на воров и убийц
Как рассказывает Кочуров, на одном из первых допросов Коротков выказал удивление, что его задержали сотрудники милиции. Он считал, что разработкой его банды занимаются представители элитного подразделения ФСБ – настолько высокого мнения злоумышленники были о себе. В ходе следствия было установлено, что соратники братьев, как и лидеры группировки, родились в обычных семьях рабочих и проживали на Уралмаше. Они ходили в одни школы, играли на одних дворах, потом «зависали» в одних подъездах. Со временем в молодежном объединении выявились лидеры – Александр Коротков, 1975 года рождения, и его брат Владимир, которые равнялись на авторитетных криминальных товарищей постарше, их манила уголовная романтика.
Для прикрытия криминальной деятельности банды ими была создана коммерческая структура, помещение которой находилось в подвале здания школы – интерната на улице Восстания. Сюда «крысы» стаскивали награбленное. Часть похищенных вещей – шубы, магнитофоны и прочее, – они дарили своим любовницам и женам, о чем девушки писали в своих личных дневниках. Эти записи стали серьезным подспорьем следствию, вспоминает Мильман, поскольку помогли составить более полный список полученных трофеев.
Бандиты и их дамы
Характеризуя одного из лидеров группировки Александра Короткова, Мильман добавляет, что тот любил принимать подолгу ванну, надевая при этом темные очки и беря в руки детектив. При этом он нередко упоминал в разговорах с друзьями фразу: «Я зря прожил день, плохо себя чувствую, если кого-то не убил». Позже, уже во время следствия, он попытался убить собственную мать, пришедшую навестить его в следственный изолятор, поскольку та некрасиво отзывалась о нем и его товарищах, но был вовремя обезврежен.
Главарь банды Александр Коротков
«Левые» преступления и расправы над соратниками
Набиравший обороты маховик следствия выявил и сопутствующие злодеяния банды, которые в силу тех или иных обстоятельств могли и не состояться. Так, как-то раз члены банды вместе с Коротковыми попали в рядовую автомобильную аварию. Пострадавшая сторона в лице Альберта Кибардина и Сергея Слонина потребовала денег за ремонт, но бандиты, предложив встретиться возле автосервиса, хладнокровно застрелили и ограбили обоих.
Кроме того, 22 декабря 1995 года пьяные члены банды Аузиньш и Мотовилов наведались в ларек по улице 40-летия Октября за сигаретами, и им показалось, что продавщица проявила к ним неуважение. Бандиты взяли дома гранату и метнули ее в киоск, женщина погибла на месте. Случайного свидетеля убийства при этом они похитили, вывезли за город на лыжную базу и убили. Через месяц после этого Коротков убил Сергея Мотовилова, якобы задолжавшего банде деньги, и вдобавок его сожительницу.
При этом у Мотовилова изверги отрезали кисти рук, голову и выкинули их на помойку, а после того, как прибрались на месте убийства – в ванной одной из съемных квартир, – поехали грабить ювелирный магазин.
Также был убит Дагаев, участвовавший в более 10 разбоях. Коротков считал, что его товарищ стал зарываться, требуя все большую долю и, возможно, укрывает часть денег, вырученных с продажи кроссовок. Дагаева привели на кладбище и там расправились с ним, закопав тут же труп. Вот почему Дагаева и не могли найти оперативники, следившие за обстановкой на «Таганском ряду».
Наряду с этим, следствие установило несколько примечательных приемов, которыми пользовались злоумышленники (помимо заклеивания дверных глазков и вывода из строя телефонов). «Так, совершили они налет на торговую точку, после этого в городе вводится план «Перехват», другие мероприятия. А Коротковы в это время катятся на трамвае и смотрят в окно, как милиция пытается их найти. Трамвай ведь никто останавливать не собирался», – говорит Кочуров.
Задержание Голенкова
Между тем, последним был арестован Виталий Голенков, который пробивал путь к отступлению с рынка «Таганский ряд» с помощью гранат. С тех событий он оставался на свободе почти год, но, несмотря на все меры предосторожности (бандит даже менял внешность), был вычислен оперативниками. Сыщики обладали информацией, что молодой человек носит при себе гранату Ф-1, чека которой пришита к подкладке его куртки. При задержании на улице Грибоедова он мог без раздумий применить ее, но был оперативно обезврежен Кочуровым, который сумел обмануть бдительность преступника, подскочив к нему, сбив с ног и заломив руки. Правда, один раз Голенков все же успел выстрелить, и только чудом пуля миновала начальника отдела УР УВД города. За проявленный героизм Кочуров впоследствии был награжден Орденом Мужества.
Орден Мужества Андрея Кочурова
Суд и угрозы расправы
Объем уголовного дела по обвинению банды братьев Коротковых составил 55 томов. На скамье подсудимых оказались 24 человека. Всего было раскрыто 83 преступления, из них 46 разбойных нападений, 21 убийство. На суде, который в целях безопасности проходил на базе ОМОНа, бандиты вели себя нагло, узнав об объявленном президентом РФ моратории на смертную казнь, которая, по идее, грозила участникам группировки. Они закрывали свои лица от телекамер, постоянно хамили прокурору, судьям. Александр Коротков вовсе заявил, что по выходу на волю расквитается с сыщиком, задержавшим его. Расправиться он хотел и со следователем Мильманом.
В итоге суд приговорил Александра Короткова к 15 годам лишения свободы (максимальное на тот момент наказание), Голенкова, Владимира Короткова и Федорова – к 14 годам, Кошеленко – к 13 годам колонии. Остальные члены банды, в том числе девушки, наводившие бандитов на новые квартиры, получили меньшие или вовсе смехотворные сроки.
В 2002 году Александр Коротков умер в тюрьме от кровоизлияния в мозг. Его брат и еще несколько членов банды впоследствии вновь предстали перед судом и по-прежнему находятся в местах не столь отдаленных. Другие их соратники, говорит Кочуров, сейчас ведут жизнь рядовых горожан, встав на путь исправления. Так или иначе, банда Коротковых навсегда вписала себя в криминальную историю Екатеринбурга и по праву считается одной из самых кровожадных и «отмороженных».
Материал подготовлен при содействии пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области.
Ссылки по теме:
Грамматические ошибки и «шпионаж»: за что репрессировали журналистов на Урале (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVII >>>
Таинственное исчезновение старцев и массовый заплыв уголовников в Исети – самые дерзкие и загадочные побеги из первых тюрем Екатеринбурга (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XVI >>>
Разгром штаб-квартиры тайного сообщества большевиков во главе со Свердловым и тюремные фото Метенкова (ФОТО)/ Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XV >>>
«Занимались шпионажем в пользу Японии» – как в Свердловске расстреляли балерину и директора театра музкомедии (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIV >>>
«Запертые в доме Севастьянова» или громкое дело гимназиста-убийцы (ФОТО)/Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XIII >>>
Первое заказное убийство на Урале – иностранному инженеру Осипу Меджеру проломили голову из-за 2 пудов золота / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XII >>>
«Чекисты выбрасывались из окон НКВД после пыток», – письмо силовиков из свердловской тюрьмы Сталину (ФОТО) / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ XI >>>
«Расстрельные списки» Уральского повстанческого штаба / Как чекисты фабриковали дела – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ X (ФОТО) >>>
Вездеход «Жук», падение на параде и любимый русский вальс – приключения маршала Жукова на Урале / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IX >>>
Как разоблачали на Урале сбитого американского летчика-шпиона (ФОТО, ВИДЕО) / Воспоминания сотрудников КГБ, – спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VIII >>>
Неизвестный уральский автограф Максима Горького (ДОКУМЕНТ) / Спецпроект «Архивные дела» ко дню рождения писателя, ЧАСТЬ VII >>>
«Дела сегодняшних дней напоминают мне 37-й год», – интервью с подполковником ФСБ в отставке Владимиром Киеней (ФОТО) / Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ VI >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ V: дело Светы «Солнышко» (ФОТО) / Расследование убийства и изнасилования девочки, повергшие в шок уральцев >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ IV: «рисованная» статистика, «гламурные» следователи и освистанный Сорбонной Бастрыкин >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ III: самый молодой маньяк в истории СССР, пойманный на Уралмаше (ФОТО) >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ II: милиционеру, представленному к ордену посмертно, вручили награду лично (ФОТО) >>>
Спецпроект «Архивные дела», ЧАСТЬ I: зверское убийство еврейской семьи (ФОТО) / «Милицейский Гагарин», загадочные сокровища иудеев и лжечекисты >>>
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2015, РИА «Новый День»