На прошлой неделе «Новый День» опубликовал текст об уральских дефибрилляторах: 90 штук купили за 6,5 млн рублей из бюджета Свердловской области для Института кардиологии Яна Габинского. Их, как было указано в контракте, собирались устанавливать в «местах массового пребывания людей». Но этого не произошло, поскольку пользоваться таким оборудованием по закону могут только кардиологи или реаниматологи.
Буквально спустя пару дней в ходе пресс-тура на Уральский оптико-механический завод было заявлено, что портативным дефибрилляторам АНД-15, которые собирались устанавливать в торговых центрах, аэропортах и вокзалах, все-таки нашли применение. «Автоматические наружные дефибрилляторы, произведенные по проекту, поддержанному Евгением Куйвашевым, поступили для оказания первой помощи на арены Екатеринбурга, Волгограда, Ростова-на-Дону, а также в фельдшерско-акушерские пункты удаленных районов Краснодарского края», ‒ говорилось в пресс-релизе департамента информационной политики Свердловской области.
Как пояснили «Новому Дню» в ДИПе, эту об этом сообщил сам кардиолог Габинский. Но оказалось, что, по крайней мере, на арене Екатеринбурга устройствами от УОМЗ не пользовались. Медпункты стадиона были оборудованы импортными устройствами.
«Врачи на стадионе не использовали АНД-15, их вообще не было. У мобильных бригад были дефибрилляторы Zoll в укладках, в медпункты стадиона «Спорт-Ин» поставлял тоже импортное оборудование, купленное на федеральные деньги», ‒ сказал «Новому Дню» собеседник, знакомый с ситуацией.
Действительно, поставками оборудования, в том числе и медицинского, на стадион занималось ФГУП «Спорт-Инжинирнг». Оно было генеральным заказчиком реконструкции арены, оно же ‒ и эксплуатантом стадиона.
«Поставки были, и поскольку они были по договору, то мы ничего не возвращали («Спорт-Инжинирингу»), сейчас все медкабинеты на стадионе хорошо оснащены, ‒ сказала «Новому Дню» представитель «Екатеринбург Арены» Марина Приймак. ‒ Это собственность стадиона, которая закупалась в рамках расходов на реконструкцию и оснащение стадиона. Медицинское оборудование, необходимое для проведения реанимационных мероприятий: дефибрилляторы, кардиографы, капнометры, и другое».
Также в ноябре прошлого года глава свердловского минздрава ‒ тогда им был Игорь Трофимов ‒ подписал приказ № 1948-п «О подготовке к оказанию медицинской помощи в период проведения матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в г. Екатеринбурге». Документ касался и медицинского оборудования, которым должны были оснастить медпункты на «Екатеринбург Арене». Закупку следовало провести до конца четвертого квартала 2017 года, а до марта 2018-го – установить оборудование на стадионе. Министр назначил ответственным за это главного врача ГБУЗ СО «СОКБ № 1» Феликса Бадаева, но вконце декабря случилось так, что главврачом первой областной больницы стал сам Игорь Трофимов, и заниматься оснащением медпунктов пришлось уже ему самому, по его же собственному приказу.
Согласно данным, опубликованным на портале госзакупок, СОКБ №1 действительно покупала оборудование для медпунктов стадиона ‒ каталки, кушетки, стерилизаторы, мониторы и один дефибриллятор. Цена контракта на последний составила 1,7 млн рублей. За эти деньги больница купила для «Екатеринбург Арены» одно устройство у ООО «Компания «Технолайн». Причем фирма была единственной, подавшей заявку. Устройство, которое было продано СОКБ №1, произвели вовсе не на УОМЗе. Это мобильный монитор-дефибриллятор Zoll X Series, который выпускают в Японии. Эту же информацию подтвердили РИА «Новый День» в ответ на запрос информации СОКБ № 1 о том, сколько дефибрилляторов и каких производителей было куплено.
Таким образом, об уральских устройствах на «Екатеринбург Арене» говорить не приходится. Тем не менее бюджетные деньги были потрачены, а сами дефибрилляторы куплены. За пояснениями по этому поводу «Новый День» обратился к Яну Габинскому.
«Что касается нашей арены, то пока все это в состоянии таком… Пока не получены они «Екатеринбург Ареной», ‒ признался собеседник агентства. На вопрос о том, нужны ли они на стадионе вообще, с учетом того, что медпункты там и без того прекрасно оборудованы, он ответил следующее: «В принципе, да, там есть дефибрилляторы, но другого класса, а они должны быть повсеместно. Но не обязательно на арене. Например, в метро, на станциях, на вокзалах, в крупных торговых центрах. Я думаю, все это и там, и там будет».
Пока же 90 дефибрилляторов УОМЗ, купленных за 6,5 млн рублей из бюджета области, просто хранятся на складе Института кардиологии. «У нас постоянно действующая школа, идет обучение. Также мы запросили у минздрава разрешение поставить их на машины ГИБДД, в общественные места. Но пока ответа не было. Пока они находятся в институте», – добавил Габинский.
Напомним, закупка устройств уральского производства прошла в декабре прошлого года. В ДИПе тогда неоднократно подчеркивали, что это произошло по инициативе губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
Сам он отрекся от того, что идея принадлежит ему, заявив «Новому Дню», что это решение приняли эксперты-кардиологи, а глава региона только поддержал его. «Реализация этого проекта была признана специалистами как наиболее важный шаг в предотвращении летальных исходов от заболеваний ССС. Дефибрилляторы – это простые устройства. Мы будем их дальше закупать. Это недорогое оборудование. Если из 90 сработает один – это во благо. Я вас уверяю, что в таких учреждениях, как здесь, в музее, они будут. Мы обучим персонал, как ими пользоваться. Начнем с мест государственных и муниципальных – музеи, школы, крупные учреждения здравоохранения. В конечном итоге с институтом кардиологии предусматриваем возможность установки в подъездах жилых домов – сначала в охраняемых. С детальными инструкциями по применению. Потом в остальных. В этом нет ничего плохого. По мнению специалистов, это очень эффективный способ спасения жизни», – ответил г-н Куйвашев на вопрос корреспондента нашего агентства.
Позднее выяснилось, что с екатеринбургскими властями и управлением здравоохранения города никто не согласовывал размещение уличных дефибрилляторов в местах массового скопления граждан. Об этом «Новому Дню» сообщили в администрации Екатеринбурга.
Добавим, что установить АНД на улицах и в общественных местах уральской столицы не удалось, поскольку это противоречит действующему законодательству РФ. Для того чтобы автоматическим дефибриллятором мог воспользоваться любой человек – а именно в этом суть устройства, – необходимо поменять документы. «В нынешних законах просто нет такого понятия как автоматический дефибриллятор, проводить дефибрилляцию, которая является медицинской процедурой, может только врач-реаниматолог или врач-кардиолог. И это закреплено в законе, – рассказал «Новому Дню» медицинский эксперт Вячеслав Отмахов.
Передачу закупленных устройств бригадам СМП он подверг критике. «Что такое фибрилляция? Когда желудочки сердца не способны создать давления в артериях, потому что сокращаются неритмично, хаотично. Чтобы заставить их работать снова, надо через них пропустить ток высокого напряжения низкой силы. Как правило, 5 киловольт. Но если ритм слетел, время приезда скорой – даже в самом успешном случае, будет слишком долгим. Грубо говоря, если сейчас здесь, в третьем павильоне, случится у кого-то приступ, а скорая будет уже на парковке, то к моменту, когда они сюда добегут, это будет уже труп. Если есть опасность остановки сердца, должны быть наклеены электроды, чтобы произошла дефибрилляция. Но пока нормативной базы для того, чтобы можно было устанавливать АНД в общественных местах, нет», – пояснил агентству медицинский эксперт.
При всем этом устройство действительно автоматическое и им, как и было задумано, может воспользоваться человек даже с очень невысоким IQ. Записанный голос инструктора при включении АНД диктует последовательность действий: «Аппарат работает», «Детские/взрослые электроды», «Оголите грудь пациента в точности, как показано на картинке», «Плотно прижмите электроды к оголенной груди пациента», и так далее вплоть до нажатия кнопки «Разряд», если устройство посчитало, что пострадавшему нужна дефибрилляция. Аппарат сработает только в этом случае. При этом электроды одноразовые, они упакованы в герметичный пакет и уже смочены гелем-проводником. Если у человека не произошло остановки сердца, то пакет придется заменить все равно. Другого техобслуживания не требуется. Батарейки дефибриллятора хватает на пять лет – столько же составляет и срок эксплуатации устройства, после чего оно должно быть заменено.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 18.07.18
Высокопоставленные снабженцы МВД получили 20 лет строгого режима за миллионные взятки. / Праздник закончился. В Екатеринбурге разбирают фан-зону (ФОТО). / «Правительство украло мои накопления»: жители России устроили перепалку с ПФР из-за пенсионной реформы (СКРИНЫ). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2018, РИА «Новый День»