Мнения авиационных экспертов по поводу причин катастрофы российского Ту-154, разбившегося накануне в 40 километрах от Донецка, разделились. Часть экспертов придерживаются версии МЧС России, согласно которой, самолет упал из-за попадания молнии. Отметим, эта версия остается основной.
Другие аналитики отвергают предположение МЧС, подчеркивая, что Ту-154 является очень прочным самолетом и одним из наименее уязвимых от удара молнии. С ними солидарно и руководство авиакомпании «Пулково».
Между тем, как стало известно сегодня, незадолго до крушения диспетчеры разрешили борту отклониться от заданного коридора из-за грозы. Об этом сообщил председатель украинской правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы самолета, глава минтранссвязи Николай Рудьковский в эфире украинского Пятого телеканала в среду.
По его словам, диспетчеры разрешили самолету пройти в 20 километрах восточнее от установленного курса, передает РИА «Новости».
Министр не стал обсуждать возможные версии катастрофы, однако добавил, что, хотя «трудно говорить о причинах, но влияние циклона можно констатировать».
Донецкий аэропорт был готов принять во вторник терпящий бедствие российский Ту-154. Об этом сообщил журналистам генеральный директор коллективного предприятия «Международный аэропорт «Донецк» Валентин Пономарчук.
По его словам, донецкие диспетчеры в 14:50 по московскому времени получили сообщение харьковского отделения «Укравиаруха» («Укравиадвижения») о том, что российский самолет выдал в эфир информацию о бедствии и попытается сесть в Донецке. В аэропорту была объявлена тревога, подняты все службы оперативного реагирования, которые бывают задействованы в подобных ситуациях. Аэропорт был полностью готов принять аварийный борт.
«У нас была информация, что с самолетом не все в порядке. Мы готовы были принять его, но он не долетел 40 километров», – сказал Пономарчук. Представители аэропорта выезжали на место трагедии и общались с очевидцами, рассказавшими о том, что самолет падал без дыма. Жители Сухой Балки дали также описание траектории падения самолета, на основании которого летчики донецкого авиаотряда пришли к выводу о неуправляемости самолета в момент катастрофы.
Cогласно основной версии, официально озвученной МЧС России, Ту-154 «Пулковских авиалинии», следовавший рейсом из Анапы в Санкт-Петербург, разбился из-за попадания молнии во время грозы. По предварительным данным, в самолет ударила молния, в результате чего он рухнул на землю с высоты 10-11 тысяч метров и загорелся. Все находившиеся на борту люди погибли. За несколько минут до катастрофы экипаж лайнера четыре раза подал сигнал «SOS». Об этом сообщила начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова. Эту версию подтверждают и авиационные эксперты.
Сильнейшая гроза в Донецкой области началась около 13:00 по местному времени (14:00 мск) и продолжалась несколько часов. «Нам неизвестно, что послужило действительной причиной авиакатастрофы, но погодные условия были очень сложными, были сильные грозы, шквальные ветры, ливневые осадки, град», – сообщил «Газете.Ru» начальник украинского Гидрометцентра. По данным метеолокатора, верхняя граница облаков достигала 12-15 км. «Конечно же, в таких мощных и высоких облаках формируются опасные явления погоды, в которых самолету опасно находиться», – подчеркнул представитель украинского Гидрометцентра.
Как сообщил авиационный эксперт «Газеты.Ru», в самолет действительно мог попасть разряд молнии.
Правда, судя по тому, что экипаж все же пытался посадить самолет, о чем говорят и сигналы SOS и запрос аварийной посадки, система управления отказала не полностью. Как отметил летчик-испытатель Анатолий Квочур, «очевидно, что экипаж до последнего боролся за жизнь». «Однако бывали случаи, когда молния выводила из строя значительную часть бортового оборудования. Особенно опасны шаровые молнии. С уверенностью можно сказать только, что в самолете произошла серьезная неполадка, возможно – пожар, и экипаж начал экстренное снижение (с самолета 4 раза поступал сигнал SOS – первый с высоты 11,7 км, последний спустя две минуты – с высоты 3 км). Это правильное решение – в такой ситуации нужно как можно быстрее приземлиться. Но если произошло повреждение оборудования, спускаться через грозовой фронт очень сложно. Возможно, экипаж не имел достоверной информации о параметрах движения, если так, то пилоты действовали очень профессионально и смогли определиться в пространстве, – сказал он. – При этом не исключено, что из-за молнии у самолета действительно отказало шасси. Однако при посадке на такой сложной местности, посадка сложная что с шасси, что без него».
Между тем, по мнению замгендиректора авиакомпании «Пулково» по организации летной работы Анатолия Самошина, попадание самолета в грозу не могло стать причиной его катастрофы. «Это достаточно штатная ситуация – у нас есть четкие инструкции, как действовать в таких случаях», – заявил он газете «Коммерсантъ». Он отметил, что обстоятельства катастрофы кажутся ему «очень странными».
Эксперты, опрошенные британской газетой «Таймс», также отрицают возможность попадания в самолет молнии. Они утверждают, что Ту-154 является очень прочным самолетом и одним из наименее уязвимых от удара молнии. Чаще всего электрический разряд не приводит к существенным повреждениям, поскольку обтекает алюминиевый корпус воздушного судна. Сильные удары могут приводить к возникновению крохотных дыр в фюзеляже и крыльях, которые, впрочем, также не становятся причиной серьезных проблем. Более существенным является вероятность того, что удар молнии отразится на работе бортового оборудования, которое имеет специальную защиту на случай таких происшествий. В нескольких случаях самолеты теряли связь с землей, и, что представляет особую опасность, выходил из строя так называемый «искусственный горизонт». Поскольку удар молнии, как правило, происходит в тот момент, когда самолет находится в облаках, пилоты могут оказаться дезориентированными и направить самолет к земле. Однако, как указывает один из издателей журнала Flight International Дэвид Лермонт, до сих пор неизвестно ни одного случая, чтобы современный авиалайнер разбился исключительно по причине удара молнии.
Версия о попадании в турбулентность, озвученная вскоре после катастрофы, также вызвала сомнения у экспертов. «Турбулентность – это попадание самолета в два потока воздуха, нисходящий и восходящий, они постоянно меняются, и треплют машину как на стиральной доске, с разной частотой, – рассказал «Коммерсанту» заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров. – «Сто пятьдесят четвертый» – очень крепкая машина, и я не поверю, чтобы турбулентность могла вызвать разрушение корпуса или вывести из строя приборы». Александров уверен, что в ЧП на Украине, «скорее всего, виноваты не турбулентность и гроза, а административно-учебный фактор». Экипаж, попав в «условия, действовать в которых его не научили, видимо, просто растерялся», – полагает он.
Версия теракта при авиакатастрофе отпадает, заявила начальник службы информации общественных связей МЧС России Ирина Андрианова. По ее словам, на борту самолета никаких взрывов не зафиксировано. В МЧС сообщили, что версия пожара на самолете также не подтвердилась: лайнер загорелся уже после удара о землю.
Эксперт по авиабезопасности, близкий к расследованию катастрофы, озвучил «Новым Известиям» еще две возможные причины падения Ту-154.
«У самолета могла оторваться одна из лопаток, находящихся в турбине и компрессоре двигателей, – сообщил эксперт. – Несмотря на то, что лопатки сделаны из высокопрочной стали, они иногда отрывались. Тогда лопатка пробивает насквозь двигатель и может пронзить весь корпус самолета. Также вполне вероятно, что произошло «сваливание» самолета. Это происходит, когда диспетчеры задают самолету слишком большую высоту, для которой у тяжело нагруженной машины не хватает подъемной силы. Ясно одно – самолет очень быстро падал. Он находился на высоте 10 тыс. метров. И упал за 2 минуты. Значит, он снижался со скоростью около сотни метров в секунду. А это очень много».
Впрочем, картина произошедшего окончательно прояснится после расшифровки двух «черных» ящиков разбившегося лайнера, которые, по сведениям Минтранса РФ, сегодня были обнаружены на месте катастрофы. В настоящее время специалисты выясняют, в каком они состоянии.
Напомним, что в результате катастрофы погибли 160 пассажиров и 10 членов экипажа Ту-154.
Рассказы очевидцев
Газета «Комсомольская правда» приводит рассказ очевидцев трагедии. «Он (Ту-154 – «НР») долго кружил около земли, а перед самым приземлением загорелся, – рассказала Галина Степанова, жительница села Новгородское Донецкой области. – У нас за поселком находятся поля совхоза «Степной». Вот на них-то самолет и рухнул. Он несколько раз перевернулся в воздухе, воткнулся в землю носом и взорвался».
«Перед самой катастрофой началась сильная гроза, – рассказывает очевидец Геннадий Курсов из села Степное. – Небо было затянуто тучами. Внезапно раздался звук низко летящего лайнера. Но до последнего момента его не было видно! Мы и жители других окрестных сел заметили его, только когда до земли оставалось метров 150. Я подумал, что он рухнет прямо на нас. Его крутило вокруг своей оси, как вертолет».
Местные жители рассказали газете «Коммерсант», что они сели в «Жигули» и подъехали к месту крушения самолета. «Мы первыми подъехали, – рассказал Николай Климковецкий. – Пожарных и милиции еще не было. Чуть не доезжая до горящих обломков, наткнулись на два тела – мужчины и женщины. Их, очевидно, выбросило из корпуса при ударе о землю. Пытались оказать им помощь, но они уже были мертвые. Тела были как восковые, видимо, все кости переломаны».
Киев-Москва, Ольга Панфилова
Киев-Москва. Другие новости 23.08.06
Эксперты: молнии могло и не быть, хватило турбулентности. / В Чечне взорван военный грузовик: 4 раненых. / В Кемеровской области ищут няню, похитившую ребенка. Читать дальше
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».